Top.Mail.Ru

Эксперт не исключил коррупционных проявлений при работе нового фонда по капитальному ремонту жилья в Приморском крае

Средства, выделенные на капремонт жилья в Приморье из федерального Фонда содействия реформирования ЖКХ, расходовались неэффективно, причем главной причиной некачественных ремонтов стало то, что на федеральных деньгах «нагрели руки» все участники этого процесса. Об этом сказал генеральный директор юридической компании в сфере ЖКХ ООО «ЖКС-ПРИМОРЬЕ» Вячеслав Величко, передает ДВ-РОСС..

— Вячеслав Владимирович, насколько эффективно, по вашему мнению, расходовались в Приморье средства фонда ЖКХ, выделенные на капитальный ремонт многоквартирных домов?

— Объем привлеченных в Приморский край средств Фонда в 2012 году составил 2 млрд 462,3 млн рублей. Они были направлены на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья в муниципальных образованиях края. В целом за все время работы Фонда ЖКХ Приморье получило более 7,2 млрд рублей. Капитальный ремонт провели в 1686 домах общей площадью 5,9 млн кв метров. О том, насколько «эффективно» были использованы средства фонда ЖКХ в Приморье, мы знаем по сообщениям СМИ. Они пестрят новостями об обрушении фасадов, о протекании недавно отремонтированных кровель. Зачастую жильцы были недовольны качеством проводимых работ еще на начальном этапе, но никак реально не могли повлиять на подрядчика и управляющую компанию (такие истории происходят и в этом году, хотя ремонты еще не сданы).

— В чем же причина некачественного ремонта?

— Причина в том, что все участники этого процесса старались «нагреть руки» на федеральных деньгах. В большинстве случаев некачественного ремонта, с которыми я сталкивался, сметы работ были завышены в разы: в них прописывались дорогостоящие материалы, ненужные и лишние работы, и даже налоги, которых на самом деле не существовало. Пример – это нашумевшее обрушение фасада дома на Партизанском проспекте, 28. По результатам независимой экспертизы из выделенных 25 миллионов рублей только на фасаде подрядчики «сэкономили» 11 миллионов. Жители писали везде, вплоть до президента, но внимание к дому привлекло только обрушение. Еще один пример — дом на Шошина, 19. Там по результатам экспертизы на фасад потратили в два раза меньше выделенных федеральных денег. На Кипарисовой, 18 протекает сделанная за 1,5 миллиона рублей кровля.

Таких примеров десятки. У жителей на руках доказательства – результаты экспертиз, но до сих пор максимальное наказание для предприимчивых строителей и руководителей управляющих компаний — это обязанность восстановить обрушившуюся плиту фасада или подлатать кровлю. Я не хочу сказать, что такая ситуация на всех домах. Но случаев достаточно много. Это серьезный повод для работы правоохранительных органов. Мало того, что федеральные средства были потрачены нецелесообразно, так часть из них и вовсе была украдена.

— Продолжится ли работа федерального фонда содействия реформированию ЖКХ, или он закроется в 2013 году?<.strong>

— Что касается федерального Фонда ЖКХ, то он продлит свою работу до 2016 года. Основной задачей Фонда станет финансирование программ по переселению из ветхого и аварийного жилья, программ по модернизации коммунальной системы. Между тем, сохранится и финансирование проведения капитальных ремонтов в регионах. Вопрос – в каких объемах? Если раньше Фонд выделял более 50% от общей стоимости ремонтов, то сейчас этот показатель снизится до 20-30%. Основная финансовая нагрузка по реализации программ ляжет на бюджеты регионов.

— Государственная Дума создает новый механизм финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, предлагая внести поправки в Жилищный кодекс РФ? В чем суть этих изменений?

— Поправки в Жилищный кодекс будут рассмотрены во втором чтении Государственной Думой уже 11 декабря. Суть нововведений сводится к тому, что всем собственникам придется оплачивать дополнительный обязательный платеж по статье «капитальный ремонт». Это помимо оплаты за содержание и текущий ремонт жилья, который приморцы оплачивают сейчас. Каким станет размер платы, решать будут краевые власти. Жители смогут платить и большую сумму, если сами этого захотят. Для этого им нужно провести общее собрание собственников и установить тариф на капитальный ремонт для своего дома. Эта возможность может быть востребована жителями домов, которые решили накопить на капитальный ремонт за определенное количество времени.

— Каким способом будут накапливаться собранные средства и кто будет их расходовать?

— Законодатели предусмотрели два варианта. Каким из них воспользоваться, должны решить собственники на общем собрании. Первый – когда средства останутся в руках у собственников жилья. Деньги будут аккумулироваться непосредственно на банковском счете дома. Чтобы направить накопленную сумму на капитальный ремонт, жителям нужно будет провести общее собрание, на котором утвердить стоимость и виды работ.

А вот второй вариант – доверить эти средства краевым властям. Сейчас во всех регионах страны создаются региональные фонды. Нюансы их работы так же уполномочены определить краевые власти. Однако общий принцип будет у всех примерно одинаков. Средства собственников пойдут в «общую копилку», а вот управлять этими деньгами будут чиновники. Естественно, будет вестись учет: какой дом какую сумму накопил. Если жителям хватит средств для капитального ремонта, то им достаточно будет предоставить решение общего собрания, чтобы получить деньги на проведение работ. Однако далеко не все смогут и захотят потратить свои деньги – кому-то будет не хватать средств, а, например, новостройкам капремонт потребуется только через несколько лет.

— А что будет со «свободными» деньгами? Они будут лежать в банках?

— Нет, эти деньги, назовем их «свободные», не будут лежать в Фонде, подобно деньгам в банке. Региональные власти будут направлять их на капитальный ремонт тех домов, которым он необходим в первую очередь. Получается, что краевые власти будут авансировать капитальный ремонт таких домов в счет будущих платежей. Реестр «нуждающихся» домов так же будут утверждать краевые власти. Думаю, для этого разработают определенные критерии. Возможно, что средства регионального фонда будут направляться на реализацию краевой программы капитальных ремонтов «Дом, в котором мы живем». В любом случае, решать это будут краевые чиновники. Однако закон требует, чтобы власти опубликовали адресный план капитальных ремонтов на ближайшие 20 лет и ежегодно уточняли список.

— Но будет ли очередность на капремонт устанавливаться справедливо, без произвола чиновников?

— У меня есть некоторые сомнения на этот счет. По-моему, у предлагаемой модели есть существенные недостатки. Например, каким образом будет формироваться список первоочередников на капремонт? Понятно, что будут разработаны определенные критерии оценки. Но они были и при распределении денег при реализации федеральной программы Фонда ЖКХ. Однако сплошь и рядом были случаи, когда более молодой дом включали в программу, а более старый и ветхий – нет. Все из-за того, что списки формировали чиновники на местах. Я не исключаю, что причиной стало лоббирование чиновниками интересов того или иного дома или управляющей компании. Фактор коррупции имеет место быть, поэтому вопрос справедливого распределения средств – один из самых важных.

— Сможет ли новая система работать эффективно или государство просто «спихнет» проблему капремонта на плечи жильцов?

— Суть проблемы заключается в том, что в России стоимость «недоремонта» составляет 3,5 триллиона рублей. В Приморье практически каждый второй дом нуждается в тех или иных видах капитальных работ. Найти для этого средства чиновники ни в региональных, ни в федеральном бюджетах не могут. Единственный выход, который предложили чиновники – отремонтировать эти дома за счет самих жителей. С одной стороны, это не совсем справедливо, учитывая, что государство так и не выполнило свои обязательства по капитальным ремонтам: сначала дома должны были отремонтировать, а уже потом передавать в собственность граждан по приватизации. Но схема «капремонт по решению суда» практически не работает: даже добившись капитального ремонта у местной администрации через суд, ждать работ приходится годами. Например, во Владивостоке общая сумма выигранных исков составляет более чем 2,5 миллиарда рублей. В очереди – более 900 домов. А в этом году на исполнение судебных решений по капремонтам выделили всего 200 миллионов. В других городах края местные бюджеты не могут позволить себе и этого. Получается, что государство свои обязательства выполнить не может. И это, конечно, огорчает.

С другой стороны, если в ближайшее время не начать проводить ремонты, то лет через 10-15 дома начнут рушиться.

Тогда люди останутся просто без крыши над головой. Это уже происходит. Примеры – дома на Руднева, 5 и Посьетской, 28. Поэтому собственники наконец-то должны встряхнуться и понять, что без их активности и финансового участия проблему с капремонтом не решить. Если система региональных фондов позволит направить средства на капремонты и привести в порядок дома, то это и будет лучшей оценкой эффективности новой модели. Кстати, аналогичная система начала работать в Татарстане еще задолго до того, как появилась идея поправок в ЖК РФ. И там удалось отремонтировать очень значительную часть «нуждающихся» домов.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика