Пациенты: служба нефрологической помощи в Приморье развита явно недостаточно
— Служба нефрологической помощи в Приморье развита явно недостаточно, — говорит Наталья Чурсина. – В поликлиниках – огромная нехватка специалистов-нефрологов. Эта специальность считается у нас узкой, а людей, страдающих хронической почечной недостаточностью, с каждым годом все больше.
Хроническая почечная недостаточность — тяжелое состояние, которое требует заместительной почечной терапии: пересадки почки или очищения крови посредством искусственного аналога почки, то есть гемодиализа. Без оказания такой помощи пациент с почечной недостаточностью погибает в течение двух недель.
Наталья, как человек, вынужденный проходить эту процедуру через день в течение последних десяти лет, знает о развитии ситуации не понаслышке – она в ней живет.
— Например, в 2003 году, когда мне поставили диагноз «Хроническая почечная недостаточность», возможности попасть на диализ не было практически ни у кого, — рассказывает Наталья Ивановна. — В отделении Владивостока было 12 аппаратов, и с расходными материалами (магистрали-системы, по которым течет кровь, фильтры-диализаторы, растворы, иглы и т.д.) была огромная проблема. Диализаторы использовали по три раза вместо одного. Многие умирали, уже находясь на лечении, именно из-за плохого диализа. Я сама с большим трудом попала в это отделение, все это происходило на моих глазах. Было очень страшно. А сколько погибло людей, которые так и не смогли попасть на гемодиализ, вряд ли кто считал.
Нередки такие случаи: пока определят причину и привезут больного на диализ, почки настолько утрачивают свою функцию, что восстановить ее невозможно. И такой больной становится хроническим, то есть пожизненным диализником.
— Диагностика — это чуть ли не самая острая проблема. Многие ли люди регулярно сдают анализы мочи и крови, хотя бы раз в год? – сетует Наталья. – Русские люди традиционно идут к врачу, когда уже невмоготу становится. А заболевания почек коварны тем, что практически ничего не болит, пока не становится слишком поздно.
Действительно, кто из нас обращает внимание на общую слабость, быструю утомляемость, повышенное давление? Все эти симптомы привычно списывают на стрессы. А когда начинаются серьезные отеки, тошнота и другие очевидные симптомы, как правило, лечить уже нечего – почки отказывают.
— Мало того что специалистов катастрофически не хватает, так еще люди зачастую приходят с таким состоянием почек, что им уже одна дорога в ближайшем будущем – на гемодиализ, — подводит итог Наталья Чурсина. — А что же говорить о поселках и деревнях, где даже обычных терапевтов днем с огнем не найдешь?
Итак, какие же возможности для получения помощи есть у людей, страдающих хронической почечной недостаточностью? Во-первых, чтобы получать жизненно необходимую процедуру регулярно, нужно жить во Владивостоке, Находке или Уссурийске. В крайнем случае, в пригороде. Но, к сожалению, болезнь не спрашивает о прописке. И, если заболевание диагностируют у жителя, например, Дальнегорска, ему придется практически жить в больнице. Но с учетом того, что, к примеру, в тысячекоечной больнице Владивостока мест в стационаре – в дневном в том числе – всего 35, это весьма проблематично. По словам самих специалистов нефрологического отделения больницы, для полноценной работы отделения нужно не меньше 65 коек. Но их пока нет.
В Уссурийск на гемодиализ ездят люди из Спасска-Дальнего, Арсеньева, Камень-Рыболова, Пограничного, Покровки, Ярославки и даже из Горных Ключей. Как справляются жители Дальнереченска, например, или Пластуна, доподлинно неизвестно.
Очереди на гемодиализ как таковой не существует. Но попасть на процедуру, даже если живете в городе, где есть необходимое оборудование, не так уж просто.
— Вот свежий пример. Отделение гемодиализа в Уссурийске очень маленькое и работает в две смены, — описывает ситуацию Наталья Чурсина. — Могло бы работать и в три, но поликлиническая база не позволяет вести круглосуточный прием. Да и специалистов не хватает. Отделение может принимать только 24 человека. В итоге, когда за помощью обратился житель Уссурийска, его просто физически не смогли взять на процедуру. Пациента направили во Владивосток, но там его взять отказались под предлогом, что в Уссурийске есть свое отделение. И только с помощью департамента администрации Приморья нам удалось определить его на лечение во Владивостоке.
Все закончилось хорошо, но не для всех: сейчас этот человек лечится уже в Уссурийске, о только потому, что другой тяжелый пациент умер, и место освободилось.
— Я ни разу не слышала, чтобы острым больным отказывали, — отдает должное врачам Наталья Чурсина. — Если правильно диагностировали, что отказали почки, то людям обычно успевают помочь. Чаще всего хватает несколько процедур, чтобы почки заработали, и человек продолжает спокойно жить дальше. Но, к сожалению, не всем везет с диагнозом, вовремя и правильно поставленным.
Еще одна проблема – нехватка медикаментов. Каждая процедура гемодиализа связана с некоторой кровопотерей. Представьте, если бы вам пришлось сдавать кровь через день, что стало бы с уровнем гемоглобина? Но предъявлять рецепты в аптеках зачастую бессмысленно – льготных лекарств нет. Купить их может позволить себе далеко не каждый, ведь счет идет на тысячи.
— Перебои с медикаментами длятся по два-три месяца, кое-где – по полгода. В некоторых селах люди не могут получить лекарства с нового года, — обрисовывает ситуацию Наталья. – Они живут просто на честном слове.
В ответ на запросы чиновники пожимают плечами, мол, из федерального бюджета средств выделяют недостаточно. Дефицит.
Однако не все так беспросветно, как можно было предположить.
— В последние годы у нефрологических пациентов появилось значительно больше возможностей попасть на лечение гемодиализом, — слегка официально подводит итог Наталья Ивановна.
По ее словам, количество аппаратов во Владивостоке стало в два с лишним раза больше, чем десять лет назад, в Находке открылось небольшое отделение – на пять аппаратов. А в этом году и в Уссурийске открыли отделение на шесть аппаратов.
— Диализ в последнее время стал более качественным, и люди живут дольше, — говорит Наталья Ивановна. — Но полностью проблема доступности лечения не решена.
В этом году представители приморского отделения «Нефролиги» встречались с губернатором края. И тот пообещал, что вопрос о количестве людей, нуждающихся в гемодиализе, будет изучен.
— Говорили о том, что проведут скрининг населения. На основе такого исследования будет решено, где же еще в Приморье откроют нефрологические отделения, — говорит Наталья Чурсина. – Но было ли такое исследование проведено, а если да – то, что выяснили в ходе него, мне неизвестно.
С этим вопросом «Комсомолка» обратилась в департамент здравоохранения администрации Приморского края. Но на момент подготовки номера ответа еще не было. Будет надеяться, что эта проблема не останется без ответа.
«Нефролига» — некоммерческая межрегиональная общественная организация нефрологических пациентов, объединяющая пациентов на диализе, пациентов, имеющих заболевания почек, но не находящихся на диализе, а также трансплантированных пациентов. Была создана в 2008 году. Является членом совета по защите прав пациентов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ, а с 20 июня 2011 года — членом совета по защите прав пациентов при Минздравсоцразвития РФ.
Добавить комментарий