АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СВЯЗЫВАЮТ СВОЕ БУДУЩЕЕ С НАУКОЙ
Ассоциация академий наук стран Азии (AASA) –некоммерческая международная организация стран Азии и Автралии. включающая 26 членов. Существует с 2000 года. Миссия AASA заключается в создании международной сети для междисциплинарного научного и технологического сотрудничества.
— Николай Захарович, в чём особенность встречи этого года?
— Исполнительный комитет AASA провёл это заседание совместно с Федерацией академий наук и научных обществ Азии (FASAS). Эти организации очень похожи, единственное отличие в том, что FASAS включает не только государственные академии наук, но и научные общества. Сибирское отделение РАН и Корейская академия наук и технологий (KAST) выступили инициаторами этого объединения.
Были соблюдены основные процедурные моменты: утверждение протокола предыдущего заседания, которое проходило год назад в Анкаре, утверждение отчёта казначейства. Также обсуждалась основная программа, которую ведет AASA, — «Устойчивое развитие стран Азиатского региона». Направления программы: энергетика, водные ресурсы, перспективы «зеленой» химии, продукты питания.
В этом году к AASA присоединилась Индия, движение набирает силу, звучали серьезные геополитические мотивы: неоднократно подчеркивалось, что азиатские страны, которые входят в ассоциацию, — это 60 процентов населения планеты. Проблемы, которые возникают с развитием этого региона, имеют соответствующее значение для планеты, и оно будет только расти. Также был решен вопрос о месте проведения Генеральной ассамблеи ассоциации: десятилетний юбилей AASA отметит в Корее, так как именно эта страна стояла у истоков организации.
Замечу, что я присутствовал на конференции в качестве наблюдателя. Постоянным представителем России является академик Николай Леонтьевич Добрецов, вдобавок он почётный президент ассоциации, однако в этом году он не смог поехать.
— На конференции прошёл workshop FASAS по научному образованию. Какие вопросы затрагивались?
— Министр образования и науки Бангладеш, кстати, архитектор по специальности, сказал, что правительство республики приняло решение сделать Бангладеш страной, опирающейся на науку. Конечно, уровень общего образования здесь ещё не тот и механизмы селекции не те, страна не обладает достаточными ресурсами, тяжелы и климатические условия (борьба с наводнениями – научная проблема номер один). Но Бангладеш старается выбраться из разряда отсталых стран, и кое-что уже достигнуто.
Я, например, беспокоился, будет ли там мобильная связь, — связь оказалась превосходная. В нешикарной гостинице с нешикарным телевизором я обнаружил телеканал «Россия», чего не было казалось бы в более развитых Китае, Корее. Коммуникации ставятся во главу угла, они должны «вытащить» у населения потребность в повышении образовательного уровня, а дальше всё будет зависеть от того, какой путь выберет правительство в части индустриализации своей немалой страны с населением в 140 миллионов человек.
Интересно было услышать, что идеи, которые были заложены в Сибирском отделении, сейчас распространились по всему миру: Корея, Малайзия, Сингапур, частично Китай воспроизводят тот механизм подготовки кадров, который существует у нас: физико-математическая школа – университет – академическая наука. Масштабы там, конечно, другие: в Корее для специализированного обучения сто сорок четыре человека выбирают из более чем десяти тысяч школьников. Но дальше – всё так же: внимательная спецподготовка с ранним профилированием, которая и даёт кадры высшего уровня. Хотя никто на наш опыт не ссылался, факт остается фактом: то, что мы давно изобрели и пользуемся, и, может быть, в достаточной мере перестали ценить, на самом деле является серьезным достижением, коль скоро к нему обращены взгляды огромного региона, который хочет «выбиться в люди» и является технологическим лидером.
— Какую роль играет РАН, Сибирское отделение в Ассоциации академий наук стран Азии?
— Сибирское отделение активно участвует в жизни AASA, берёт на себя организацию части мероприятий. Например, только что начал свою работу региональный workshop «Укрепление сотрудничества в рамках Программы Ассоциации академий наук Азии «Чистая вода» (ASSA) и Водной программы Межакадемической Ассоциации (IAP)» в Барнауле. В следующем году намечено провести конференцию по сохранению культурного наследия, которая пройдёт на базе Института археологии и этнографии СО РАН.
— Что Вы можете сказать об Бангладешской академии наук (BAS)?
— Существует статистика Бозе-Эйнштейна, о которой любой физик знает с первого-второго курса. Для меня было открытием, что Шатьендранат Бозе работал в университете Дакки в 30-х годах и занимался теоретической физикой.
Сегодня университеты Дакки и Читтагонга известны работами в области физики элементарных частиц. Правительство не скупится, выделяет средства на развитие науки в стране, проведение исследовательских работ, на зарубежные стажировки учёных. Так начинал в своё время Китай: сотнями отправлял учёных за границу, потом они вернулись и потянули вперёд национальную науку. Наибольший интерес у BAS вызывают исследования в области биотоплива, солнечной энергетики и чистой воды.
— Поделитесь, пожалуйста, общими впечатлениями о Бангладеш.
— Контраст бедности и богатства бьёт в глаза. Попасть в пробку, состоящую из шикарных автомобилей и совершенно затасканных автобусов, «маршруток», которыми являются мини-грузовички с двумя скамейками и подобием навеса от дождя под завязку набитые людьми – обычное дело. До сих пор (!) сохранилось огромное количество велорикш, на ближние расстояния они остаются основным транспортом. И тем не менее люди полны оптимизма.
Александра БЕЛКИНА
Добавить комментарий