Владимир Миклушевский: «Структура экономики Приморского края будет меняться в сторону сервисных отраслей»
— Владимир Владимирович, что станет основой развития экономики Приморского края в ближайшие годы, какой будет ее структура?
— Структура экономики края будет меняться в сторону сервисных отраслей. При этом в Приморье должна развиваться как индустриальная экономика, так и постиндустриальная, сервисная. Если говорить кратко про индустриальные проекты, то это — нефтегазовый кластер, нефтегазохимия, завод по производству сжиженного газа, автомобильный кластер, вертолетостроение, сектор судостроения.
Конечно же, у нас есть и сельское хозяйство, и лесопромышленный комплекс. Сегодня в Приморье работают очень высокотехнологичные предприятия – ОАО «Тернейлес», ЗАО «Лес Экспорт» и другие компании, которые применяют современные технологии, когда целым цехом управляют лишь несколько человек. На таких предприятиях установлено современное оборудование, и этими производствами можно гордиться уже сегодня.
Если говорить о сервисной экономике, то, прежде всего, необходимо сказать о туризме. Ядром этой отрасли станет туристический кластер, который мы создаем в бухте Муравьиная близ города Артема — там, где находится игорная зона. Здесь мы планируем создать туристическую зону с объемом туристов до 10 миллионов человек в год. Перспектива наращивания этого турпотока – 7-10 лет.
Вторая сервисная функция – это транспорт и логистика. В отличие от других регионов Дальнего Востока, Приморье имеет незамерзающие порты. И поэтому развитие портовой инфраструктуры и транспортных коридоров «Приморье»-1 и «Приморье»-2 для транзита китайских грузов — очень важная составляющая валового внутреннего продукта региона.
— Вы можете чуть более подробно рассказать о туристическом кластере?
— Речь идет о создании комплексной туристической зоны, или интегрированного курорта по типу тех, которые действуют в Лас-Вегасе, Макао или на Сентозе в Сингапуре. То есть речь идет не только об игорной зоне. Доход интегрированного курорта от игорных заведений составляет сегодня 30-40%, все остальное – это доход от гостиниц, шопинга, развлечений и т.д. И мы намерены создавать именно интегрированный курорт с привлечением известных мировых игроков на этом рынке – Global Gaming Asset Management или Genting Group из Малазии, Melco Crown (Китай) и другие. Я перечислил только те компании, которые уже сделали соответствующие заявки на участие в этом проекте.
Мы планируем, что иностранные партнеры придут в регион не только с деньгами, что очень важно для осуществления проекта, но и с лояльными туристами, которые уже привыкли пользоваться услугами этих компаний. Это позволит нам довольно быстро выйти на планируемые объемы туристического потока.
Приморье – уникальный в географическом плане регион. Всего в часе полета от него проживают 400 миллионов человек. Это жители Азии, которые, как известно, любят азартные игры. И мы, в общем-то, ориентируемся на зарубежных туристов – граждан Китая, Южной Кореи и Японии, которые являются основными клиентами игорных зон на Сентозе или в Макао. Нам надо пользоваться и тем, что наша игорная зона географически выгодно отличается от остальных трех игорных зон России, расположенных внутри страны.
— Если турпоток увеличится до 10 миллионов человек в год, то потребуется, вероятно, модернизация аэропорта Владивостока?
— База аэропорта уже была модернизирована в рамках подготовки к Саммиту АТЭС. Построены две новые взлетно-посадочные полосы, которые могут обслужить до 20 млн пассажиров в год. Действующий аэровокзал сегодня может обслужить пять млн пассажиров, но его мощности легко удвоить или утроить – у нас достаточно места для его расширения. В этом плане нет жестких ограничений на значительное увеличение пассажиропотока.
Плюс к этому мы сейчас прорабатываем вопрос создания дальневосточной авиакомпании – межрегионального перевозчика, который мог бы осуществлять внутрирегиональные и межрегиональные перевозки, в том числе он мог бы летать за границу. Планируется, что этот перевозчик будет создан на базе нескольких авиакомпаний, в частности, «Владивосток-Авиа» и САТ («Сахалинские авиатрассы»). В этом вопросе мы тесно взаимодействуем с губернаторами других дальневосточных регионов и с крупнейшим отечественным авиаперевозчиком – «Аэрофлотом». И у нас совпадают позиции по принципиальным вопросам этого проекта.
— В начале интервью Вы упомянули про автомобильный кластер Приморья. Как он будет развиваться в ближайшие годы?
— Развитие этого кластера началось с крупноузловой сборки южнокорейских автомобилей SsangYong. Сейчас уже начался выпуск автомобилей Mazda. Первый автомобиль этой марки сошел с конвейера в Приморье во время Саммита АТЭС при непосредственном участии президента России Владимира Путина.
Кроме того, в самое ближайшее время начнется производство автомобилей Toyota Land Cruiser Prado. Это любимая автомобильная марка в Приморье. На автомобилях Toyota ездит, наверно, большинство приморцев. Поэтому мы с нетерпением ждем начала производства этого автомобиля. Он будет, конечно, леворульным. Я рассчитываю на то, что приморцы начнут его покупать.
Далее в автомобильном кластере должен произойти переход к полносборочному производству. Как правило, в первую очередь локализуют крупные детали – бамперы, торпеды, сиденья, которые невыгодно ввозить. Третьим этапом должно стать перенесение в Приморье высокотехнологичных производств сложных автокомпонентов.
Это станет следующим шагом развития автомобильного кластера, который мы обсуждаем с руководством ОАО «Соллерс». Возможно, для этого необходимо будет создать особую экономическую зону промышленно-производственного типа. Идею создания такой зоны мы обсуждали с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым на специальном совещании, посвященном развитию экономики Приморского края, и он поддерживает эту идею.
— Планируете создать особую экономическую зону исключительно для автомобильного кластера?
— Пока мы говорим только о кластере автокомпонентов, но я не исключаю, что специализация зоны будет расширена. Мы сейчас находимся в стадии проработки списка резидентов этой зоны. Поэтому пока забегать в будущее рано. Возможно, появятся и другие резиденты, не связанные с производством автокомпонентов. Ведь автомобильный кластер – это очень мощный мультипликатор для развития других производств, за которым последует и производство бензинов, и ремонт автодорог, и автосервисы, и придорожные торговые сети и т.д. Фактически, это мультипликатор для постиндустриальной экономики. Поэтому нам выгодно размещать автомобильное производство на своей территории.
— Автомобили, произведенные в Приморье, будут дешевле аналогичных зарубежных. Но будет ли их качество столь же безупречно, как качество праворульных японских машин?
— Безусловно, машины будут дешевле, потому что будут производиться в России. Ввозные пошлины будут значительно меньше, так как ими будут облагать лишь крупные узлы, а не готовые автомобили.
Такая ситуация делает выгодным производство иностранных автомобилей в России. И вы прекрасно знаете, что такие производства есть не только в Приморье, но и, например, в Калуге, Калининграде, Нижнем Новгороде и других городах. И опыт показывает, что собранные в России машины весьма популярны у российских потребителей – те же BMW или автомобили Ford, которые, кстати, тоже производит «Соллерс». Или автомобили Kia.
Одновременно с переносом промышленной сборки в Россию мы получим высокие технологии. Разумеется, что когда в России будут производиться, например, автомобильные кресла, торпеды, автоэлектроника, автоматические коробки передач, их качество должно быть аналогичным качеству зарубежных автокомпонентов. Потому что все, что будет ниже качеством, сильно ударит по престижу марки. Естественно автопроизводитель, владелец этой марки, всячески заботится о своем имидже и передает технологии вместе с локализацией производства.
— Какие преференции власти региона в настоящее время оказывают инвесторам, работающим в Приморье, и какую помощь вы планируете оказывать потенциальным инвесторам?
— Что касается преференций, то я бы употребил термин «инвестиционный климат», который мы очень часто произносим, но пока не очень много сделали для его улучшения. Тем не менее, создание инвестиционного климата — это системная задача, которую сейчас решают и федеральное правительство, и региональные власти.
В плане создания привлекательного инвестиционного климата для нас хорошие примеры — российские регионы-лидеры: Калужская область и республика Татарстан. Поэтому мы не изобретаем велосипед, а смотрим, что и как делают наши коллеги, и пытаемся перенять у них все лучшее.
Создание хорошего инвестиционного климата – сложная задача со многими параметрами. И здесь нет мелких и неважных вещей. Важно все, начиная от того, как обслуживают иностранца в аэропорту, как быстро он проходит пограничные процедуры, и заканчивая тем, насколько хороши дороги в городе, насколько низки административные барьеры для открытия бизнеса.
Поэтому, если иметь в виду системные шаги, то я хотел бы говорить о двух вещах: те преференции, которые формируют региональные власти (снижение административных барьеров), и те, которые формируются на федеральном уровне в части системных мер (налоговые льготы, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры).
Если говорить про Приморский край, то в настоящее время мы создаем общественный экспертный совет по инвестиционному климату, малому и среднему предпринимательству и учреждаем инвестиционное агентство. Все это элементы, которые должны сформировать единую систему работы с инвесторами.
— Чем будет заниматься это агентство по привлечению инвестиций?
— Сервисные функции инвестиционного агентства – быть проводником между властью и бизнесом. Его задача — готовить необходимые документы, помогать определиться с площадкой и сопровождать потенциальных инвесторов. В первую очередь, это касается крупных проектов.
Нам также необходимо сейчас задействовать потенциал малого и среднего бизнеса. Для Приморья это чрезвычайно актуально, поскольку у нас число людей, способных вести свой бизнес, в 2,5 раза больше, чем в среднем по России, и это число сравнимо с аналогичным показателем в США. Такая ситуация, в силу географического положения и удаленности от центра, характерна для двух российских регионов — Калининградской области и Приморья. И нам надо обязательно использовать это преимущество.
Понятно, что необходимо работать, в первую очередь, над снижением административных барьеров. Но это необходимо делать в координации с федеральным центром, потому что нужно вносить изменения в земельное законодательство, изменять федеральные законы. И здесь мы намерены тесно сотрудничать и с министерством экономического развития, и с Агентством стратегических инициатив.
Приведу пример. У нас сегодня оформление земельных участков для семей, имеющих трех и более детей, занимает 255 дней. И это только один круг, если все бумаги заполнены правильно с первого раза. А вот у наших соседей – Южной Кореи и Японии – процесс оформления земли для ведения бизнеса, хотя я сейчас и говорю про социальную сферу, сейчас занимает от 30 до 45 суток. Мы должны стремиться к таким показателям. Сейчас же у нас люди занимаются оформлением земли и получением разрешения на строительство по нескольку лет, что существенно тормозит развитие экономики.
Впрочем, не все так плохо. У нас есть решение министра обороны Сергея Шойгу о передаче неиспользуемых земель Минобороны Приморскому краю. Регион получит, по самым скромным оценкам, не менее 100 тыс. гектаров. Это поможет решить нам как жилищную проблему, так и проблему бизнеса, который получит дополнительные земли, в том числе и сельскохозяйственные. Считаю, что передача неиспользуемых земель Минобороны краю станет толчком для развития экономики региона.
— Какие, по Вашему мнению, наиболее важные проекты в сфере газификации региона сегодня реализуются в Приморье?
— Таких проектов три. Первый проект – это строительство завода по производству сжиженного природного газа в Хасанском районе. Площадка уже выбрана, и ОАО «Газпром» приступил к проектированию завода.
Второй проект – перевод энергетики края (котельных) на газ. Это очень важный для нас проект, поскольку топливный баланс края очень невыгодный. Он смещен в сторону мазута, который достаточно дорог. Поэтому и тепло в крае стоит дорого.
И третий проект – это непосредственно газификация региона. 30 из 34 муниципалитетов региона включены в программу газификации. Десять из них планируем газифицировать в период 2012-2015 годов. В основном, это — южная часть Приморья. Данная масштабная программа рассчитана на несколько лет, и она уже в стадии реализации. В частности, на ТЭЦ-2 во Владивостоке мы уже перевели на газ шесть котлов. Поэтапно будем переводить на газ и малую энергетику края, газифицировать жилые дома.
— Ранее в России действовала программа поддержки береговой рыбопереработки. Будет ли государство в дальнейшем поддерживать рыбопромышленную отрасль?
— Да, однозначно. Программа поддержки береговой рыбопереработки есть, и она развивается. Сейчас мы разработали 17 государственных программ на пятилетний период, начиная с 2013 года, и одна из них — как раз программа поддержка береговой рыбопереработки. Необходимо, прежде всего, насыщать рыбой внутренний рынок. А та часть рыбы, которая все-таки будет уходить на экспорт, должна быть высокой степени переработки.
Чем больше мы производим в России, и, в частности, в Приморском крае, тем больше получим рабочих мест, налогов, и, как следствие, будем развивать социальную сферу и делать жизнь на Дальнем Востоке более комфортной.
— Вы говорили, что в Приморье придут новые инвесторы, которые будут реализовывать инновационные проекты. Какие конкретно проекты будут реализованы в ближайшее время?
— Таких проектов у нас несколько. В частности, есть проект по созданию технопарка с китайскими партнерами, которые помимо текстиля и производства сельскохозяйственной продукции будут заниматься и электроникой.
Кроме того, в Арсеньеве на заводе «Прогресс» будет реализовано производство гражданских вертолетов Ка-62. Первый вертолет появится в конце 2013 года.
Завод «Дальприбор» реализует проект по производству светодиодов. Это производство подкреплено программой энергосбережения, которая руководством страны определена в качестве приоритета. Есть еще целый ряд других проектов, которые сейчас прорабатываются.
Кстати, на Саммите АТЭС наша делегация представила более 70 проектов – это только самые значимые и крупные, под которые мы ищем инвесторов, и которые уже частично имеют партнеров с российской стороны, но требуют дополнительного финансирования. И мы будем рады видеть зарубежных инвесторов, которые стали бы нам партнерами в этих проектах.
— Для реализации такого большого числа проектов необходимы грамотные специалисты, профессионалы высокого класса. Где вы будете их брать? Планируете готовить в регионе или пригласите из-за рубежа?
— Если мы говорим об узкоспециализированных высококвалифицированных топ-менеджерах, то, как правило, рынок этих специалистов очень невелик. Они на вес золота, и их чаще всего покупают на рынке.
Если говорить о специалистах среднего звена, то наша стратегия – готовить их на месте. Для этого у нас в регионе есть Дальневосточный федеральный университет и ряд других вузов. Кстати, линейка вузов Приморья и Владивостока, в частности, позволяет перекрывать практически все потребности в специалистах, имеющиеся на сегодняшний день.
Есть Дальневосточный федеральный университет, который готовит специалистов по широкому спектру специальностей. Владивостокский университет экономики и сервиса готовит специалистов, прежде всего, для сервисных отраслей экономики. Специалистов рыбной отрасли готовит Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, для морских перевозок — Морской государственный университет им. Невельского. Есть Медицинский университет, Приморская сельскохозяйственная академия в Уссурийске.
Другое дело в том, что нужно, конечно, серьезно работать над качеством образования, над приближением образовательного процесса к требованиям экономики. Для этого руководство ДВФУ формирует специальные программы, например, для судостроительной отрасли.
Причем данная линейка создается не только на уровне высшего профессионального образования. Мы, например, договорились с судостроителями о том, что будем выстраивать под них программу обучения, начиная со школьной скамьи. Сейчас мы занимаемся переоборудованием базовых школ, усиливая в них естественнонаучную подготовку. Мы приобретаем современнейшее оборудование, которое позволит ребятам осваивать естественные науки в школе и не бояться сдавать ЕГЭ по этим предметам. Также мы улучшаем качество преподавания в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
И я могу продолжать этот список. Например, можно упомянуть о том, что у нас в нескольких школах Партизанского района и Находки есть так называемые «Роснефть»-классы. Т.е. дети уже со школы начинают получать профессионально ориентированные знания, которые затем закрепляют и углубляют в средних и высших учебных заведениях региона.
Дочерняя структура «Роснефти» – «Восточная нефтехимическая компания», которая создает нефтехимическое производство под Находкой, уже выстроила логичную и понятную линейку подготовки необходимых ей специалистов. Они знают, когда и какие специалисты будут им нужны с учетом планов развития, и под эти конкретные запросы ДВФУ, в частности, начал подготовку соответствующих специалистов.
— То есть, по Вашему мнению, кадровый дефицит Приморью не грозит?
— Я считаю, что нет. Готовятся профессиональные кадры для будущих крупных инвестиционных проектов на территории региона, не дожидаясь, когда последние будут реализованы. И я считаю, что это правильно, поскольку, например, обучение бакалавра длится четыре года. Если мы планируем запустить крупное производство, то должны заранее подготовить специалистов. А если мы говорим о магистратуре, то это плюс еще два года – то есть уже за шесть лет надо не просто думать о специалистах, а начинать их готовить.
— В вузах Приморского края учатся студенты не только из Приморья, но и со всего Дальнего Востока. Наверняка многие из них потом остаются в регионе, женятся, рожают детей…
— Да, в одном только ДВФУ учатся студенты из 52 регионов России. В том числе, из Москвы и Подмосковья (!!). Далекий Приморский край, далекий Владивосток манят к себе и, мы этому рады! Любой студент по окончанию вуза хочет найти хорошо оплачиваемую работу с социальным пакетом, который позволил бы сначала арендовать жилье, а в перспективе – купить его.
И вот как раз над вопросом повышения доступности жилья мы сейчас активно работаем. Приморье стало пилотным регионом, где будет запущено массовое строительство жилья. Мы начали в данном направлении системную работу.
Во-первых, мы уже работаем с Фондом развития жилищного строительства. Этот фонд начал строить жилье в бухте Патрокл, в поселке Трудовом и в Уссурийске, общий объем которого составит порядка миллиона квадратных метров жилья. Это довольно много: в настоящее время в Приморье за год строят всего 500 тысяч квадратных метров. К тому же, жилье в Приморье сегодня дорогое – 70 тысяч рублей за квадратный метр. Мы же собираемся развернуть массовое строительство жилья эконом-класса. Это, как правило, будет малоэтажное жилье стоимостью 40-45 тысяч рублей за квадратный метр на первом этапе. Мы планируем, что в дальнейшем цены будут еще ниже.
Также одним из первых пилотных проектов станет жилищно-строительный кооператив «Остров» для преподавателей ДВФУ и сотрудников Дальневосточного отделения РАН, который начнет строительство летом 2013 года.
Сейчас в данный кооператив вступило около 500 человек. Мы надеемся, что в ближайшее время в действующее законодательство будут внесены изменения, которые позволят включить в состав членов этого кооператива не только действующие льготные категории граждан (преподавателей и сотрудников вузов, ученых, учителей), но и членов многодетных семей. По действующему законодательству, многодетные семьи имеют возможность получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Но некоторые из них хотели бы участвовать и в строительстве кооперативного жилья.
Кроме того, сейчас мы совместно с Фондом РЖС готовим изменения в нормативно-правовые акты правительства РФ, которые позволят распространить льготные условия для жилищно-строительных кооперативов на всю территорию Приморского края. В частности, мы предлагаем снизить требования к стажу работы для желающих вступить в жилищный кооператив с пяти лет до одного года. После этого практически любой человек, который закрепился на соответствующем участке работы – будь то врач, преподаватель или ученый – сможет претендовать на жилье. Таким образом, мы сможем привлекать молодых специалистов в соответствующие социальные учреждения.
— Сейчас идет формирование и принятие бюджета Приморья на следующие три года. На ваш взгляд, с учетом всех планов по развитию региона, каким будет бюджет, хватит в нем средств на все запланированные проекты?
— Все мероприятия по исполнению указов президента России Владимира Путина от 7 мая 2012 года мы заложили в бюджет. Впервые мы принимаем краевой бюджет не на год, а на трехлетний период. Я считаю, что это стратегически правильно, потому что инвесторы, которые хотят работать с властями Приморья, должны понимать, какие планы есть у руководства региона на ближайшие несколько лет.
Кроме того, администрация края переходит на программное бюджетирование – мы разработали 17 государственных программ. Они рассчитаны на пять лет и позволят совершенно иным способом планировать развитие региона. Кроме того, реализация этих программ дает возможность решать проблемы не частично, а полностью, не просто закладывать деньги под текущие расходы, а планировать достижение конкретных целевых результатов с соответствующими измеряемыми показателями.
Именно это станет ключевым отличием нового бюджета Приморского края от предыдущих. Уже в следующем, 2013 году мы сможем увидеть результаты тех заделов на будущее, которые закладываем сегодня.
Добавить комментарий