Top.Mail.Ru

На Чукотке отмечают 80-летие первого эскимосского букваря

Семья Гальмуи около своей яранги, Старое Чаплино, 1920-е годы.
Фотография этнографа А.Форштейна. Из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого

В России эскимосы — малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. 1356 человек, по данным переписи 2002 г. 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Первый эскимосский букварь «Хванкути игапут» («Наша книга») появился в 1932 году. Иллюстрации к азбуке тематически характеризуют 30-е годы прошлого века. Помимо эпизодов и элементов традиционной жизнедеятельности чукчей и эскимосов, в нем также представлены портреты советских вождей. Его 80-летие отмечают в Анадыре и национальном эскимосском поселении Новое Чаплино Провиденского района, передает ДВ-РОСС со ссылкой на пресс-службу Администрации Чукотского автономного округа.

В библиотеке поселения проходит книжно-иллюстрированная выставка, посвященная неделе эскимосской книги, состоится культурно-познавательное мероприятие «Язык древних эскимосов» с иллюстрированием материалов известного учебного пособия Н.Б. Вахтина «Эскимосский язык в таблицах».

В 1974 году был написан второй эскимосский букварь. Его написали национальные авторы, общественные деятели Людмила Айнана и Глеб Наказик. В Чаплино состоится встреча с ними. В 1990 году Людмила была одним из создателей общества эскимосов Чукотки «Юпик». На учредительное собрание в Провидения приехали эскимосы из национальных поселений Чаплино, Сиреников, Уэлькаля. В 1992 году «Юпик» приняли в состав ICC (Inuit Circumpolar Council, Циркумполярный совет эскимосов — негосударственная организация, представляющая интересы эскимосов Гренландии, Канады, Аляски и Чукотки.

А в Анадыре в Чукотском многопрофильном колледже на днях состоялась презентация информационного стенда, содержащего сведения об азбуке инуитов (самоназвание эскимосов). Как сообщила методист научно-методического отдела Чукотского многопрофильного колледжа Наталья Радунович, инициатором мероприятия выступила региональная общественная организация «Инуитский приполярный совет «Чукотка»».

– Первый букварь довольно сложно найти, рассказывает Наталья Радунович. — Мне его вручил в печатном и электронном виде молодой ученый Дмитрий Опарин. Первоначальная версия книги известна нам в черно-белом варианте. Студентки нашего отдела педагогики и культуры, куратором которой я являюсь, продуктивно поработали над оформлением книги в цвете.

В настоящее время студенты ее группы ведут работу по текстовому анализу первого букваря и второго, написанного Людмилой Айнаной в 1974 году. Материалы исследования будут представлены на гуманитарной конференции в Анадыре, в конце января 2013 года.

Эскимосский язык относится к группе палеоазиатских языков. Наряду с китайским он занесен в Книгу рекордов Гиннеса как один из самых сложных языков мира.

Предлагаем вашему вниманию часть недавнего интервью с ученой и общественным деятелем Людмилой Айнаной (автор Дмитрий Опарин, 29 сентября 2012 год)

«Эскимосы, живущие в Северной Америке сохранили язык, потому что их много. Но только в России мы сохранили традиционное вероисповедание. Мы тотемные люди, преклоняемся перед крупными животными, хищниками, природой, верим в духов.

Эскимосский язык исчезает. И как восстановить? Надо, чтобы у людей была гордость за свой язык, за свою территорию. Эскимосы пить начали только в 1958 году, когда их против воли переселили из Старого Чаплино. Оторвали охотников от промысла, и им нечем стало заниматься. А раньше они все время проводили в море или на берегу смотрели в бинокль. Люди жили морем. Я очень люблю Старое Чаплино. Но как уехала оттуда, 22 года там не была. Только сильно позже съездила с этнологами. Мы нашли место, где стояла яранга, в которой мы жили. Все чай пили, а я даже чай пить не могла — все время на улице была. Военные еще там снесли могилы. И я не знала, где были предки похоронены. Зато я нашла кусок камня, о который бабушка долбила сушеное мясо. И взяла этот камень с собой. Он мне очень дорог, до сих пор хранится в семье моей сестры.

В 1990-е годы на Чукотке был голод, дети в обморок даже падали /Чукотка была единственным регионом России, где в конце 1990-х годов был голод/. Все начали есть традиционную пищу, даже русские начали есть то, что мы едим. Тогда с Загребиным /Игорь Загребин, директор природно-этнического парка «Берингия»/ я написала книгу о растениях Чукотки и о блюдах, которые можно из них готовить. Мы кормили детей кормовой мукой для животных — лепешки из них готовили. И в это время американцы очень хорошо помогали — гуманитарную помощь нам посылали.

Я очень люблю чукотскую природу. Мне нравятся все времена года. Я же там выросла. Мне никогда в голову не приходило куда-то уехать. Лето очень люблю, хоть оно очень короткое. А осенью у нас сбор ягод, кореньев, осенью оленеводы забивали оленей. Я люблю собирать дары моря после шторма. Люблю сидеть у моря. О чем я сейчас думаю? Думаю, что прооперирована на глаза и теперь не могу наклоняться. Может, мне надо какую-нибудь сидушку сделать, чтобы собирать растения. Сейчас ведь как раз самый сезон сбора начался…»

автор эскимосского букваря филолог Людмила Айнана

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика