Во Владивостокском государственном медицинском университете появится новый тренажерный центр площадью тысяча квадратных метров
— Основная цель, которая стоит перед нашим учебным заведением, — подготовка, переподготовка и закрепление кадров в отрасли. Еще в 90-е годы прошлого века вузы нашей страны, и не только медицинские, столкнулись с серьезной проблемой: выпускники не идут работать по специальности. Причин этому много, и вопрос до сих пор не снимается с повестки дня. Сегодня в Дальневосточном федеральном округе не хватает 15 тысяч врачей — это серьезная цифра. Особенно остро ощущается дефицит в первичном звене: отрасли нужны педиатры, терапевты, хирурги, анестезиологи, акушеры-гинекологи… Что может сделать вуз в такой ситуации?
Во-первых, мы должны дать студентам не только теоретическую подготовку, но сформировать практические навыки, чтобы из наших стен выходили готовые специалисты. Во-вторых, нужно предоставить выпускникам информацию о тех условиях, которые созданы для них здесь и сейчас, дать возможность пообщаться с работодателем и сделать осознанный выбор, поскольку возврата к системе распределения быть не может. Ежегодно мы проводим ярмарку вакансий — здесь работодатели со всего дальневосточного региона представляют свои возможности, а будущие специалисты могут задать им все интересующие вопросы. В результате на момент получения диплома порядка 95-97% наши выпускников уже имеют договор с работодателем — это очень высокий процент.
— Почему же с течением времени молодые специалисты уходят из отрасли?
— К сожалению, условия труда зачастую не соответствуют их первоначальным представлениям. Сегодня молодого специалиста интересуют не только заработная плата (хотя этот фактор, безусловно, важен), но и то, в каком помещении он будет работать, на каком оборудовании, в каком коллективе… Модернизация здравоохранения, в рамках которой в отрасль направляются огромные средства, как раз и нацелена на то, чтобы создать молодому врачу достойные условия труда, чтобы работать было действительно интересно и комфортно.
Уже в следующем году планируется увеличить целевой прием абитуриентов в медицинские вузы. Но, чтобы эта мера заработала, должна быть разработана такая схема трехстороннего договора между будущим специалистом, работодателем и учебным заведением, чтобы после окончания вуза выпускник гарантированно возвращался туда, где для него заготовлена вакансия.
— Изменились ли за последние годы программы подготовки в медицинских вузах?
— Безусловно. С 1 сентября 2011 года мы перешли на новый государственный стандарт: теперь в рамках учебных программ больше времени выделяется на освоение практических навыков. Это важно не только для самого выпускника, но и для работодателя, и главное — для пациента. Сегодня мы уже не можем себе позволить, чтобы молодой специалист отрабатывал навыки на людях — для этого есть манекены, тренажеры, симуляторы. Мы выделили целый этаж для создания современного тренажерного центра площадью около 1000 кв. м, который будет оборудован по мировым стандартам. Там разместятся учебная операционная, учебная перевязочная, учебная палата реанимации, учебное родовое отделение… Хочу отметить, что современные манекены не только имеют высокую анатомическую точность, но и реагируют на действия врача: если он что-то делает не так, ребенок-манекен начинает плакать, а взрослый — стонать от боли. Кроме того, мы закупили новейшее лапароскопическое оборудование для обучения хирургов и гинекологов: малоинвазивная хирургия — это настоящее и будущее медицины, и наши выпускники должны владеть самыми современными технологиями.
— Не боитесь конкуренции со стороны новообразованной Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета (ДВФУ)?
— Школа биомедицины будет заниматься в основном фундаментальными исследованиями, там будут разрабатываться новые медицинские технологии, лекарственные препараты. Наш вуз, в свою очередь, специализируется на прикладных исследованиях и готовит врачей-практиков, которых сегодня так не хватает. Думаю, мы будем друг друга дополнять и в регионе нам будет не тесно.
— Как донести научные достижения до каждого рядового врача? Сегодня этот вопрос актуален как никогда…
— Здесь не надо изобретать велосипед — мы можем использовать мировой опыт: каждый медуниверситет должен иметь свою клиническую базу (больницу) и научный сектор (лаборатории, исследовательские институты). Во всех цивилизованных странах университетские клиники имеют большой вес, пациенты стремятся туда попасть, несмотря на то, что там могут работать интерны и студенты (разумеется, под контролем старших товарищей). В России эта цепочка, к сожалению, разорвана: вместо научно-учебно-практического комплекса мы имеем РАМН, вузы и лечебно-профилактические учреждения, которые на организационном уровне пока разобщены.
— А как решить проблему повышения квалификации практикующих врачей? Не секрет, что в нынешних условиях уровень подготовки двух педиатров, работающих в одной поликлинике на соседних участках, может отличаться, как небо и земля. Современные нормы предусматривают повышение квалификации врачей раз в пять лет, но за пять лет в каждой конкретной отрасли подходы могут измениться полностью…
— Задача государства — разработать и внедрить единые стандарты оказания медпомощи, чтобы пациент, обращаясь к врачам первичного звена, мог получить одинаковую помощь в Москве, Владивостоке и Яковлевке (вопросы высокотехнологичной помощи стоят немного особняком). Сделать это не так просто, но мы уже движемся в обозначенном направлении. Государство должно выстроить такую систему, чтобы врач был заинтересован постоянно «держать руку на пульсе», овладевать новыми технологиями. Для этого нужно, как минимум, создать конкурентную среду и дифференцировать оплату труда.
— Существуют ли объективные критерии оценки работы врача? Не секрет, что сегодня со стороны пациентов в адрес медицинских работников выливается столько негатива…
— Это действительно серьезная проблема. Во всех цивилизованных странах оценивать работу врача имеет право только коллега. Пациент может быть доволен или не доволен тем, как врач общается с ним, но правильность диагноза, схемы лечения и реабилитации оценивают профессиональные сообщества. В таких условиях самое страшное для врача — это быть осужденным своими коллегами, быть изгнанным из профессионального сообщества. В России, к сожалению, мы видим другую картину: бросить камень во врача может каждый, и это оказывает негативное влияние на престиж профессии, на отношения «врач-пациент». Что касается существующих в России профессиональных сообществ, к сожалению, они не так сильны, как за рубежом, и выполняют свои функции не в полной мере, хотя законодательная база для этого есть. Чтобы профессиональные сообщества заработали в полную силу, необходимо изменить мышление: сами врачи должны осознать, что им нужно объединяться и решать свои проблемы сообща. Думаю, что рано или поздно это произойдет.
Владивостокский государственный медицинский институт (сегодня — ВГМУ) был основан в 1958 году и в следующем году готовится отметить 55-летие. Здесь работают более 80 докторов наук, более 300 кандидатов наук, сформированы мощные научные школы. По результатам мониторинга российских вузов в 2012 году ВГМУ вошел в четверку медицинских вузов России с высоким индексом цитирования.
ВГМУ активно участвует не только в общероссийских, но и в международных клинических исследованиях, выступает организатором конференций, форумов, симпозиумов для медицинского сообщества всего дальневосточного региона. Самым масштабным мероприятием является региональный конгресс «Человек и лекарство» с международным участием, традиционно проходящий в сентябре. Главная задача конгресса — ускорить внедрение научных достижений, повысить профессиональный уровень докторов и качество оказания медицинской помощи на Дальнем Востоке. Только в этом году практикующим врачам было выдано 877 сертификатов о прохождении обучения. В рамках конгресса при поддержке главы города проводится конкурс молодых ученых.
Добавить комментарий