Адмирал из штаба ВМФ на судебном заседании вину за трагедию возложил на командира АПЛ «Нерпа»
Документом, составляющим гостайну, был и остается акт расследования ЧП на «Нерпе», составленный по горячим следам 8 ноября 2008 года. Именно этот документ лег в основу обвинения одного из двух подсудимых — командира АПЛ, гвардии капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева (второй подсудимый – контрактник, гвардии старшина Дмитрий Гробов).
В пятницу в суд прибыл важный свидетель – руководивший этим «совсекретным» разбирательством тогда, в 2008-м, замглавкома, а ныне – начальник Главного штаба ВМФ РФ, адмирал Александр Татаринов. Он заявил, что лично и до деталей изучил то, что произошло на подлодке, и убежден: в ЧП виноват командир, поскольку именно он подписал рапорт командованию о готовности корабля и экипажа к выходу в море и он же, по выражению Татаринова, «поверхностно выполнил свои обязанности» по подготовке подчиненных к ходовым испытаниям.
Как оказалось, уже после трагедии замглавкома, он же руководитель комиссии, Татаринов лично проверил каждого из членов флотского экипажа на готовность к ЧП и умение включить вручную систему пожаротушения ЛОХ (лодочную объемную химическую). И этот «экзамен», несмотря на «поверхностную» службу Родине их командира, военные моряки-гвардейцы все, как один, сдали только на «хорошо» и «отлично». Но ни один из них, сказал в суде высокий московский штабист, не сумел включить ЛОХ с помощью установленной на борту автоматики – опытного образца новейшей компьютерной системы управления «Молибден-И».
Что же получается? Единственный из всех, кому компьютерный «фокус» оказался по плечу, — это матрос Дмитрий Гробов. В роковой день «шалунишка» несколько раз нажал на клавиши отсечного компьютера, и в лодку, как в газовую камеру, пошел едкий аэрозоль, в считаные секунды отправивший два десятка человек на тот свет и еще 38 – на больничные койки.
Впрочем, «шаловливый» матрос, как и «поверхностный» командир, — это пока не более чем версия военного следствия и прокуратуры ТОФ. Защита подсудимых настаивает: Гробов кнопки не нажимал, а Лаврентьев не должен был обучать экипаж работе с автоматикой, потому что до передачи лодки флоту за ее «начинку» отвечали судостроители, к тому же при создании и обкатке новых систем были нарушены все мыслимые стандарты. Минобороны и предприятия ВПК очень спешили «закрыть» многомиллионный российско-индийский контракт и после двух десятков лет долгостроя передать многострадальную «Нерпу» дружественной стране.
Источник: [ www.kp.ru ]
>в ЧП виноват командир, поскольку именно он подписал
>рапорт командованию о готовности корабля и экипажа
>к выходу в море
Командир выходил в море для ИСПЫТАНИЙ корабля.
И для того, чтобы написать и подписать рапорт о готовности к выходу в море, у командира были все достаточные основания — закрытые построечные и швартовные удостоверения.
Не вина командира в том, что часть удостоверений оказалась ложной. И не вина командира в том, что предъявление корабля на испытания оказалось ложным — подводная лодка была предъявлена промышленностью на испытания с системой ЛОХ, заполненной фальшивым огнегасителем.
Если адмирал в 2008 закрыл глаза на эти факты и теперь продолжает настаивать на виновности командира, то это значит, что у его адмиральского расследования явно завышен государственный гриф секретности, а вся тайна там в том, что расследование переполнено логическими ошибками, с которыми легко разобралась первая коллегия присяжных, вынесшая безукоризненный вердикт.