«Ситуационный анализ ядерного кризиса на Корейском полуострове» провели во Владивостоке
Мероприятие проводилось совместно с Российским институтом стратегических исследований и приморским отделением российского Пагуошского комитета при президиуме РАН. Темой обсуждения экспертов из федеральных структур и ведущих научных и образовательных центров Владивостока стало очередное обострение ситуации вокруг ракетно-ядерной программы КНДР, сообщают «Вести ПК».
12 декабря прошлого года КНДР со второй попытки осуществила успешный запуск ракеты-носителя со спутником «Кванменсон-3». Ответом на это стало принятие СБ ООН резолюции 2087, осуждающей космический запуск и ужесточающей санкции в отношении Пхеньяна. Свой «ответ» дала и КНДР, произведя 12 февраля ядерное испытание на полигоне Пунгери, который находится всего в 300 км от Приморья.
Участники «круглого стола» отметили явную неоднозначность ситуации и ее стремление к патовому варианту развития. Вероятно, Совет безопасности ООН, в котором председательское место сейчас занимает Южная Корея (не будем забывать, что пост Генсека ООН также занимает гражданин Республики Корея Пан Ги Мун) очень скоро примет новую резолюцию, еще более ужесточающую санкции против КНДР. Не исключено, что под действие новых «карательных» мер мирового сообщества могут попасть и проекты экономического сотрудничества между дальневосточным регионом России и КНДР. Только вот особого воздействия на руководство Северной Кореи эти санкции, скорее всего, оказать не смогут – страна уже многие десятилетия проводит политику «опоры на собственные силы» и в минимальной степени зависит от международной торговли.
Эксперты обратили внимание на определенные позитивные признаки в сегодняшней ситуации. КНДР пригласила иностранных наблюдателей на запуск ракеты-носителя, заранее оповестила о готовящемся ядерном испытании, предприняла все меры, чтобы оно прошло без ущерба для окружающей среды – присутствовавшие на встрече представители Росгидромета и МЧС подтвердили, что выброса радиации в результате испытания не было. Кстати, как это ни парадоксально, но можно сказать, что «благодаря» ядерной программе КНДР, а также аварии на японской АЭС «Фукусима» дальневосточные службы экологического мониторинга полностью обновили свое контрольно-измерительное оборудование – воистину, нет худа без добра.
Вместе с тем, как показало обсуждение, продолжение амбициозной ракетно-ядерной программы КНДР может иметь далеко идущие негативные последствия для региональной и мировой безопасности. Так, США получили отличный козырь для активизации работ по развертыванию системы ПРО, причем не только «азиатской», но и защищающей собственно территорию США – а это, понятно, совершенно не устраивает Россию и КНР. Превращение КНДР в ракетно-ядерную державу может спровоцировать новую гонку вооружений в Восточной Азии и усилит позиции сторонников отмена антивоенной 9-й статьи конституции Японии. Наконец, мировое сообщество сейчас едва ли поддержит любые меры экономической и даже гуманитарной помощи КНДР, тратящей огромные средства на свой ядерный щит.
Что же можно предложить для выхода из тупика?
Никакой «волшебной палочки», позволившей бы принять быстрое и бесповоротное решение по возникшей проблеме к интересу всех заинтересованных сторон, не существует, и с каждым новым шагом в эскалации противостояния вокруг ядерной программы КНДР поле для маневра сужается. По мнению экспертов, именно сегодня свое слово должна сказать Россия. Мы – единственная страна, которая не воспринимается в КНДР как угроза их суверенитету и которая может сыграть роль посредника. Задача России – терпеливо убеждать КНДР в том, что односторонние и демонстративные шаги приведут ее только к большей изоляции. С другой стороны, возможно, России следует проявлять более взвешенную позицию в международных организациях при обсуждении вопросов, связанных с Корейским полуостровом.
Вероятно, следует «подтолкнуть» региональные власти и частный бизнес к активизации экономического сотрудничества с КНДР. Бизнесмены не должны опасаться, что их сотрудничество с КНДР может каким-то образом негативно сказаться на отношениях с южнокорейскими и китайскими партнерами. Как раз наоборот.
И, конечно, научное сообщество далеко не полностью использовало свой не столь заметный внешне, но очень весомый, по сути, потенциал миротворчества и сотрудничества. Вспомним, что именно крупнейшие ученые, в свое время выпустившие «ядерного джинна» из кувшина, нашли в себе гражданское мужество и, объединившись в рамках Пагуошского движения, остановили безумную ядерную гонку в 60-х годах прошлого столетия, поставившую мир на порог самоуничтожения. «Пагуошцы» указали политикам путь компромисса. Именно они создали основу действующей сегодня общемировой системы нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями.
На нашем локальном уровне, считают участники «круглого стола», можно было бы в ближайшее время запустить механизм совместного трехстороннего (Россия – Китай – КНДР) мониторинга состояния окружающей среды в бассейне реки Туманная, загрязненность которой в последние годы стремительно растет, соответственно, угрозе подвергается и прилегающая морская акватория. Меньше политики, больше – реальных дел.
Добавить комментарий