Художник о дальневосточном арт-рынке: те, кто имеет сегодня деньги, к сожалению, не ценят искусство
Эпизод первый. Однажды в Дарджилинге (Индия) пошли с другом выпить кофе. Кофейня при приличном отеле: в холле висят картины, стоят скульптуры, горит камин. Маленькая Британия. Подхожу к одной из картин и говорю: «Ты знаешь, что эта работа стоит больше, чем весь отель?» «Конечно», — отвечает спутник, и далее следует беседа в контексте. Он не художник, не искусствовед, не владелец художественной галереи. Военный высокого ранга и бизнесмен.
Эпизод второй произошел со мною в России. Из старого здания хрущевского типа сделана гостиница. Об архитектурной ценности строения говорить бессмысленно, функциональность на уровне. Отделка номеров сделана дизайнером на уровне заявленных 3-х звезд. Но на стенах висит мазня. Спрашиваю, почему. Собеседник не понимает причину возникновения вопроса. Для него не существует разницы между этой штамповкой, сделанной на юге КНР потоковым методом, и искусством. Он готов доказывать свою правоту. Меня же ситуация шокирует по контрасту с предыдущей. У людей, способных покупать искусство, нет вкуса?
Вера Глазкова, директор владивостокской галереи «Арка»:
— Бизнесменам трудно самим оценить работы художников, им нужно «крутить колесо бизнеса». Но для таких целей на Западе существует институт консультантов. Человек обращается к специалистам, а не идет в первую попавшуюся подворотню и не покупает там картину непонятной художественной ценности. Мы занимаемся в основном просветительской деятельностью уже восемнадцатый год. Как и во всяком процессе, в художественной жизни Владивостока были взлеты и падения. Ярких взлетов я как-то не припомню. А вот падение сейчас выражено явно.
Искусство всегда было дотационным. На Западе коллекционеры покупают произведения искусства не только затем, чтобы украсить свой дом. Они знают, что это вложение в будущее. Для того чтобы не ошибиться, они консультируются у специалистов, доверяют искусствоведам и галереям. У нас эти отношения не сложились. В России картины всегда покупались напрямую у художников. В домах людей с достатком вы можете видеть замечательные работы и авангардистов, и реалистов. Кому что нравится, тот то и покупает. Другое дело, что картины должны вписываться в интерьер, и дизайнер, который создает эти интерьеры, размещает постеры. В некоторых домах можно встретить фотографии работ приморских авторов. Особенно стильно смотрятся черно-белые и сепия. Что же касается гостиниц, то на Западе их хозяева могут себе позволить приобрести работы известных мастеров — для холла. В номерах же обычно размещают тиражную графику.
Почему этого не происходит у нас? Чувство прекрасного должно прививаться. Если бы у нас в городе было больше галерей, участвующих в художественной жизни. И выставляли бы не только наших художников. Но люди, способные покупать, не ходят в галереи. Не знаю, почему. Может быть, и вправду все уехали? Образовался какой-то вакуум. В начале 2000-х мне казалось, что, поскольку люди стали много ездить по миру, у них появится и способность чувствовать искусство. Но мы по-прежнему живем во времени без содержания.
Сегодня многие художники смотрят в сторону зарубежных коллекционеров. Но те покупают имена, наши же авторы в основном малоизвестны. На одной из ярмарок современного искусства, в которой галерея «Арка» принимала участие, покупатели из Италии, Швейцарии и США всерьез рассматривали живопись одного из приморских авторов. Но, когда дело дошло до приобретения, цена показалась им неадекватной. Нет имени. И для его создания нужна серьезная целенаправленная работа. И хорошо бы начать с отечественных коллекционеров. Чтобы россияне поддерживали российское искусство.
Ильяс Зинатулин, художник:
— Человеку, у которого есть деньги на приобретение картин, некому подсказать, «что такое хорошо». Отсутствует культура консультирования. Так, по моему мнению, если собрался заниматься коллекционированием — надо покупать современных художников. Вкладываться в состоявшихся и известных — бессмысленно. В таком городе, как Владивосток, много художников. Но те, кто имеет сегодня деньги, к сожалению, не ценят искусство. Скорее всего, им на заре карьеры было не до чтения книг, посещения выставок и театров, общения с носителями культуры. Надежда только на их детей.
Впрочем, и наши художники на этом поприще отличились — бросились зарабатывать деньги. Но если художник поменял служение идее искусства на малярные работы и этот ширпотреб успешно продает, то клиенты уверены, что это искусством и является и их коллекции являются удачным вложением капитала. Кто-то себе даже особняки в Китае на «пейзажах с березками» построил. И вроде все на этих картинах хорошо, все очень похоже на «настоящее» искусство. Но на самом деле это ремесленное производство для некомпетентных потребителей.
Ситуация усугубляется развитием технологий: пара телодвижений в компьютерной программе — и «шедевр» готов. Каждый мнит себя художником. Отпускают комментарии вроде: «Да у меня ребенок лучше нарисует! И у тебя это покупают?» С наступлением эпохи всеобщего прогресса — исчезла необходимость в идее Творца. Сейчас человек открывает «Википедию» и считает, что ему не нужен университет. Однако информация культуре не тождественна. А практика общения с компетентными в области искусства людьми утеряна. Вот и получается, что выпускники художественных заведений сидят по офисам и давят клопов на клавиатуре. Как спел когда-то Гребенщиков: «Шел на Северный полюс — оказался предпринимателем в Костроме». Не очень жаль.
Андрей Сидоров, искусствовед:
— Ситуация парадоксальная. Рынка искусства во Владивостоке и в Приморье практически не существует. Притом что приморская школа живописи считается самой сильной на Дальнем Востоке, есть Академия искусств, художественное училище, специализированные кафедры в вузах… Жизнь бурлит, но отдача минимальная — площадок, где можно купить-продать произведения искусства, практически не существует. Отсутствует и должная инфраструктура.
В последнее время ситуация еще больше ухудшилась — закрылась частная галерея «Портмей». В связи с переездом университета на остров Русский выставлено на продажу здание, где размещается галерея «АртЭтаж». Позорная ситуация с Приморской картинной галереей, которая уже пять лет на ремонте и даже во время Саммита АТЭС была закрыта. Конечно, есть галерея «Арка», но она одна на весь огромный город. У салонов «Ностальгия» и «Буржуазия» — другие задачи. Печальная ситуация и с коллекционерами — серьезных покупателей приморской живописи можно перечесть по пальцам.
Непростая экономическая ситуация заставляет людей думать об искусстве в последнюю очередь. Реально богатых людей в крае не так много, а те, которые есть, предпочитают вкладывать деньги в недвижимость или в иные активы. Поэтому наше приморское сообщество художников выживает за счет заграницы, а точнее Китая. Три северные провинции КНР — Цзилинь, Хейлунцзян, Ляонин — исторически тяготеют к России. Во времена СССР помощь КНР оказывалась не только техническими специалистами, но и преподавателями из Репинского и Строгановского училищ. Полвека спустя мы получаем отдачу: китайцы считают, что настоящая классическая масляная живопись — это русская живопись. Там престижно иметь у себя дома картину, написанную кистью советского или российского художника. Более того, китайский Харбин считается столицей русского искусства. Не Владивосток или Хабаровск, а Харбин, потому что там сформирована площадка для торговли произведениями русского искусства.
Государство бросило художников на произвол судьбы. Больше нет Художественного фонда, через который шли заказы на картины, передававшиеся затем в музеи, дома культуры, школы и вузы, где вольно или невольно подрастающее поколение училось прекрасному, формировало эстетический вкус. Художники, в свою очередь, были вынуждены поддерживать высокую планку, поэтому и творили в Приморье такие прекрасные живописцы, как Кирилл Шебеко или Иван Рыбачук. Сейчас заказов нет. Нет востребованной работы — нет и больших творческих удач. При этом деньги у государства есть, но они, проходя по статье «культура», тратятся на фейерверки, балы-маскарады и т.д.
Прошел форум АТЭС — почему не было заказов для художников? Могли бы подарить иностранным гостям городские пейзажи Владивостока. И им прекрасная память о городе, и художникам подспорье. Сейчас же получается, что каждый выживает, как может. Работают на Китай и пишут зачастую то, что нравится непритязательному китайскому товарищу. А вкусы их своеобразны — сельская патриархальная Русь, маковки церквей, гуси-лебеди и баба с коромыслом. Но в условиях отсутствия заказов, приходится браться и за такую работу. Другой момент — молодым художникам негде заниматься творчеством, нет мастерских ни у 20-летних, ни у 40-летних. При СССР чердаки и мансарды специально перестраивались под мастерские художников. Сейчас же люди уходят из профессии и потому, что негде работать. Мы теряем будущее.
Добавить комментарий