Top.Mail.Ru

«Голос России»: «Остаётся лишь надеяться на то, что российско-китайская «перезагрузка» не повторит ошибок российско-американской»

Визит лидера КНР Си Цзиньпина в Москву открыл очередной российско-китайских отношений. Новый этап приготовил как возможности по углублению сотрудничества, так и необходимость преодоления старых противоречий. Формат и атмосфера встречи нового китайского лидера недвусмысленно указывали на высокую значимость гостя для российского руководства. В частности, делегацию Поднебесной приветствовал Кавалерийский почётный эскорт Президентского полка. Кроме того, во встрече участвовали крупные российские чиновники и главы госкорпораций, в частности, Алексей Миллер и Игорь Сечин. Об этом передает ДВ-РОСС.

С китайской стороны также чувствовалось, что визит имеет ключевое значение для новых руководителей КНР. Так, для новоиспечённого председателя Си Цзиньпина, визит в Россию стал первым среди зарубежных поездок на новом посту, что является символически значимым шагом, подчёркивающим приоритет российского направления в будущей внешней политики. Кроме того, китайский лидер не скупился на дружественные фразы, назвав себя с президентом Путиным «хорошими друзьями», сообщает «Голос России».

Таким образом, в российско-китайских отношениях открывается новый этап. Стартовые позиции, в целом, благоприятствуют дальнейшему углублению сотрудничества. В предыдущем десятилетии Москве и Пекину удалось качественно пересмотреть характер двустороннего диалога, преодолев тяжёлое наследие позднесоветского и раннероссийского периодов, и заложить основу для дальнейшего сближения.

Прежде всего, был урегулирован территориальный спор, являвшийся камнем преткновения многие годы. Укрепились политические связи, результатом которых стало создание Шанхайской организации сотрудничества – важной площадки для решения проблем безопасности и стабильного развития взрывоопасного региона Центральной Азии. Появились и другие площадки – форумы БРИКС и его более компактный вариант – РИК (Россия, Индия, Китай).

В экономическом направлении произошёл значительный рост товарооборота – с 8 млрд евро в 2000 году до 46 млрд евро в 2010 году. Немаловажное значение имеет также подписанная в 2009 году «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири с провинциями Северо-Востока Китая до 2018 года». Но приоритетным направлением является энергетическое сотрудничество: Китай стал одним из наиболее важных покупателей российской нефти, чья доля доходит до 15% от всего нефтяного экспорта России.

Даже по столь чувствительной теме, как взаимодействие по военной линии, произошёл качественный сдвиг. Существенно вырос экспорт российского вооружения в КНР. Правда, у Москвы есть конкурентные преимущества, связанные с эмбарго стран Запада на поставку вооружения в КНР. Также впервые стали проводиться совместные военные учения: в 2005 году — на суше и прошлогодние — в Жёлтом море.

Однако ряд объективных обстоятельств выступают тормозящими факторами. Прежде всего, нельзя не учитывать тот факт, что два сильных и амбициозных соседа являются конкурентами. Это, во многом, определяло сложный характер взаимоотношений Москвы и Пекина в 1960-1980-е годы, и будет выступать проблемой и на грядущем этапе. Данная конкуренция смягчается с помощью ресурса ШОС, но не исчезает. И многое будет зависеть от того, насколько эффективно инструменты диалога будут действовать в дальнейшем.

Данная проблема усиливается диверсифицированным подходом Москвы к выстраиванию отношений с азиатскими странами, что иногда входит в противоречия с интересами Китая. В частности, Пекин не устраивает активизирующиеся российско-индийские отношения в оборонной сфере. Кроме того, российский «Газпром» проявляет интерес к совместному с вьетнамской PetroVietnam освоению шельфа неподалёку от территорий, являющихся предметом спора между Пекином и Ханоем.

Несмотря на важность проблемы геополитической конкуренции, она при соответствующей политической воле обеих стран может быть, если не исключена из повестки, то, по крайней мере, встроена в некие согласованные правила.

Более влиятельной по своему потенциалу представляется, как ни странно, проблема конструктивного сотрудничества, и, прежде всего, в сфере энергетики.

Вопрос с поставками нефти долгое время был предметом сложных многораундовых переговоров. Торг по цене на нефть продолжился даже после заключения контрактов. В итоге Россия, вложившая огромные средства в строительство трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), пошла на дисконт для китайских потребителей, продавая нефть в среднем на 14 долларов дешевле, чем на европейские рынки. Пока для российского руководства, в условиях непростой ситуации на западном направлении, стабильность отношений с Китаем оказывается важнее упущенной прибыли. Однако в будущем это может стать предметом нового неприятного торга.

Аналогичная история с непростым выстраиванием энергетического диалога повторяется теперь в газовой сфере. Учитывая, что по газу у России на европейском направлении более сильные позиции, чем по нефти (на газовом рынке партнёры «Газпрома» связаны долгосрочными контрактами с более высокими ценами, чем на спотовом рынке), Москва может более уверенно торговаться с Пекином.

С другой стороны, китайская сторона также обладает значительным пространством для манёвра. Во-первых, Поднебесная развивает газовое сотрудничество с Туркменией, являясь крупнейшим закупщиком туркменского газа (причём, по заниженной цене). Сейчас планируется строительство новых веток газопровода с каспийских месторождений Туркмении в Китай. Во-вторых, Китай имеет собственную, и довольно масштабную, газодобычу, обеспечивая себя 100 млрд куб. м. газа из требуемых ему 130 млрд куб. м.

В результате в газовой сфере уже долгие годы страны не могут договориться ни по цене, ни по инвестициям в строительство трубопроводов. Так, застопорился проект газопровода «Алтай». Сейчас, однако, он заменён на газопровод «Якутия-Хабаровск-Владивосток». Кроме того, планируется использование строящихся СПГ-терминалов на Ямале, Сахалине и Владивостоке. Однако, во-первых, всё это – проекты отдалённой перспективы (первые поставки газа в Китай назначены только на 2018 год). А, во-вторых, проблема цены остаётся, по-прежнему, актуальной.

Тем не менее, визит Си Цзиньпина продемонстрировал стойкое намерение нового китайского руководителя придать новый импульс двусторонним отношениям благодаря углублению сотрудничества по взаимовыгодным направлениям и свежему взгляду на старые проблемы. Остаётся лишь надеяться на то, что российско-китайская «перезагрузка» не повторит ошибок российско-американской и сумеет генерировать новые ниши для сотрудничества, за которым неизбежно последует и политическое сближение.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика