Во Владивостоке открыли выставку «История российских денег»
Открыла её начальник центра патриотического воспитания Марина Каменева в присутствии сотрудников, преподавателей и курсантов МГУ, а также гостей из Санкт-Петербурга: А.Е. Слицана, проректора по учебной работе Государственного университета морского и речного транспорта имени адм. С.О. Макарова, и доцента этого же университета В.И. Сигиды.
Внимание экскурсантов привлекли не только редкие экспонаты, выставленные на витрине, но и грамотное, продуманное до мелочей эстетическое оформление. К примеру, россыпь серебряных и медных «чешуек», первых русских денег, появившихся еще до татаро-монгольского ига и просуществовавших до петровских времён, посверкивала у горловины опрокинутого набок кувшина, напоминая авантюрные истории о найденных кладах.
Из плетеных сундучков и потертых портмоне выглядывали старинные банкноты и купюры. Монеты, выпущенные почти четыре века назад, при Анне Иоанновне, можно было рассмотреть через увеличительное стекло. Особый исторический колорит выставке придавал небольшой монитор, на экране которого в обрамлении старинного багета одна за другой проступали фотоснимки российских императоров и членов царской семьи. Это слайд-шоу очень органично вписалось в экспозицию, напоминая, что история денег — это история страны, её экономики и культуры.
Вспомним, как часто в произведениях русских классиков упоминаются названия старинных денег. А в «Скупом рыцаре» Александра Пушкина с гениальной глубиной раскрыта власть денег над человеком и неисчислимые трагедии, с этой властью связанные:
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу — воздвигнутся чертоги
И вольный гений мне поработится,
И добродетель, и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли…
К слову, история российских денег насчитывает более 1000 лет.
В старину славянки носили на шее ожерелье из драгоценного металла — гривну (от слова «грива» — шея). За гривну давали кусок серебра определенного веса — 0,5 фунта. Этот вес тоже назвали гривной. Предположительно в конце X века в Киевской Руси началась чеканка собственных монет из золота и серебра. Первые русские монеты и назывались златниками и серебрениками.
Первый русский рубль — удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 граммов, грубо обрубленный по концам, появился в XIII веке. При Петре I появились серебряные копейки и полукопейки, или «денежки». Монет недоставало, в стране был денежный «голод». Особенно большую нужду испытывали в мелких монетах. Копейка по тому времени была слишком крупна достоинством, и вместо размена ее рубили на две-три части. В марте 1704 года по указу Петра I впервые в России начали делать серебряные рублевые монеты, сообщается в пресс-релизе МГУ.
Одновременно выпустили полтинник, полуполтинник, гривенник, равный 10 копейкам, пятачок с надписью «10 денег» и алтын. Название «алтын» — татарское. «Алты» — значит шесть. Древний алтын равнялся шести денгам, а петровский алтын — трем копейкам.
До начала XVII века Россия не знала золотых денег. При Елизавете Петровне была, наконец, выпущена золотая монета в 10 рублей. Она называлась в соответствии с императорским титулом царицы империалом. Был и полуимпериал — монета в пять рублей. При Елизавете генерал-директор Миних предложил вместо дорогих металлических выпускать по примеру Европы дешевые бумажные деньги. Проект Миниха был Сенатом отвергнут.
Но Екатерина II этот проект впоследствии осуществила: взамен громоздких медных денег начали выпуск бумажных ассигнаций достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. В народе эти деньги именовались «катеньками» и свободно обменивались на медные деньги. Для этой цели в 1768 году в Москве и Санкт-Петербурге учредили два банка.
Русское правительство, увлеченное удавшимся опытом, год от года увеличивало выпуск ассигнаций, которые постепенно обесценивались. Для поддержания стоимости бумажного рубля были введены кредитные билеты, которые тоже начали обесцениваться. До конца XIX века денежная система России почти не изменялась. К концу XIX века Россия, как и другие страны, ввела в обращение золотые деньги. Основной денежной единицей считался рубль. Он содержал 17,424 доли чистого золота. Но это был «условный рубль», золотой рублевой монеты не существовало.
Чеканились империал, десятирублевая монета и пятирублевая. Из серебра делали рублевую монету, 50, 25, 20, 15, 10 и 5 копеек. В августе 1914 года началась мировая война. Финансовое состояние царской России сразу резко ухудшилось. Огромные расходы заставили правительство прибегнуть к усиленному выпуску бумажных денег. Наступила инфляция. Как всегда в таких случаях, население стало прятать «в чулок» сначала золото, а потом и серебряные деньги. В 1915 году исчезла даже медная монета.
В обращении остались только бумажные купюры. В том же году был отчеканен последний царский рубль…
Именно серебряный рубль последнего российского императора Николая II завершает интереснейшую экспозицию в музее МГУ, оформленную Светланой и Геннадием Ворониными. Старинные монеты и купюры, в том числе выпущенные к юбилейным и знаменательным датам России, являются молчаливыми свидетелями всех великих событий отечественной истории.
Приглашаем всех желающих посетить выставку, которая будет работать 1 июня 2013 года.
Так вот, в «Журнале Московской Патриархии» №12 за 1949 год http://ijkl.ru/a/277 напечатан Приветственный адрес от духовенства и мирян Русской Православной Церкви Вождю Народов СССР Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия со Дня рождения:
«Глубокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович!
В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам – Вождю, Учителю и Другу трудящихся – достигло особой силы и подъема, мы, церковные люди, ощущаем нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно драгоценную часть нашего духовного достояния…
…И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской жизни благие результаты Вашего мудрого государственного руководства, мы не можем таить своих чувств, и от лица Русской Православной Церкви приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего семидесятилетия, глубокую признательность и, горячо приветствуя Вас с этим знаменательным для всех нас, любящих Вас, днем, молимся об укреплении Ваших сил и шлем Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и счастье нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг служения ей, и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим».
Этот адрес подписан Патриархом Русской православной церкви Алексием, пятью митрополитами, двадцатью одним архиепископом, сорока семью епископами. Более того, как следует из названия документа, они выступали и от имени всех мирян.
А сейчас упомянутая выше группа лиц выступает с требованием снести памятник тому, к кому всё духовенство и миряне РПЦ обращались с такими словами.
Я далёк от дел церковных, но мне – чисто с культурной точки зрения – интересно, что происходит в православной церкви? Опять раскол? Или просто группа отколовшихся, «сектантов», как их принято называть, присвоила себе право выступать против иерархов и мирян, живших в одно время со Сталиным, лично, а не понаслышке знавших и видевших все его дела? Интересно, если бы сейчас нашлись письменные свидетельства современников Христа, эта группа лиц тоже считала бы, что знает историю лучше, чем люди, видевшие всё своими глазами? Или, может быть я пропустил глобальное событие – все иерархи, подписавшие приветствие Сталину, признаны современной церковью лжецами и еретиками, или, по крайней мере, малодушными трусами и корыстолюбцами, предавшими Иисуса ради хлеба куса, а потому все их слова и проповеди признаны ложью и ересью?