На кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке покажут ретроспективы индийского кино, Алексея Германа и Александра Петрова
Во-первых, все фестивали, на которых мы появляемся, проходят параллельно с кинорынками. Где-то в ноябре-декабре начинается активная переписка с компаниями, которые будут представлены на кинорынке, например в Берлине. Мы запрашиваем определенные фильмы, представляющие интерес для нас: «Можете ли вы дать нам DVD-скринеры (защищенные просмотровые диски с кино — примечание)?»
Кинорынок открывается в десять часов, к восьми утра нужно подойти в специальное здание, занять очередь и по аккредитационному бейджу набрать билетов на то количество фильмов, которые хочешь посмотреть, заранее выбрав их в каталоге. Я составляю список по дням, по сеансам и по месту, где это будет проходить, то есть географически знаю, где буду жить и где будут проходить показы; прикидываю, успею ли отсюда — сюда, отсюда — туда. В Берлине все проходит в основном на Потсдамерплац и Александерплац. В принципе, посмотреть пять фильмов в день — это нормально.
Когда прилетаю в Берлин, у меня уже расписан каждый день. С 10:00 до 17:30 — встречи на кинорынке, где в первую очередь ты уже машинально обращаешь внимание на «свой» регион — на Азию, Канаду, Америку, Новую Зеландию, Австралию, Латинскую Америку. Сама же конкурсная программа Берлинского кинофестиваля в этом году показалась мне сумбурной, неоднозначной и хаотичной.
Гонконгский кинофестиваль — один из самых длинных кинофестивалей в мире (17 марта — 4 апреля 2013 года). В Гонконге принцип работы такой же, как в Берлине, — заранее списываешься, ходишь-собираешь диски и обмениваешься контактами.
Но мне там проще — прежде всего с просмотром кино. В Гонконге, надев аккредитационный бейдж, приходишь перед сеансом в кинотеатр — на выбранный заранее фильм — и становишься в специальном месте, огороженном лентами, вместе с такими же гостями фестиваля. Ждешь. За пять минут до начала сеанса подходит мальчик и говорит: «Пожалуйста, дамы и господа, проходите на свободные места». Если нет свободных мест, садишься на лестнице. На лестнице я смотрел «Нарковойну» Джонни То. Когда увидел самого режиссера Джонни То… ну, это примерно так же, как с Лениным поговорил.
Нам всем, на мой взгляд, надо равняться на Гонконг, главная цель организаторов которого — сделать так, чтобы народ смотрел как можно больше кино. Площадок на кинофестивале Гонконга раза в полтора больше, чем в Берлине.
Из русских отборщиков в Гонконге я встретил Кирилла Эмильевича Разлогова, программного директора ММКФ (Московского международного кинофестиваля). Он ездит туда каждый год, отбирает что-то для своего кинофестиваля. Иногда мы даже вступаем на конфликтную территорию — Московский фестиваль проходит раньше нашего, а мы выбрали одни и те же картины…
На «Кинотавре» все наши кинематографисты, любого ранга, ведут себя исключительно как звезды номер один. Для большинства тех, кто туда приезжает, «Кинотавр» — не возможность заявить или напомнить о себе, — нет, их интересуют какие-то мирские совершенно вещи, — как говорила героиня Нонны Мордюковой в фильме «Бриллиантовая рука», они ведут там «иллюзорный образ жизни», какое-то… бесконечное языческое, дикое и беспощадное веселье. Но, наверное, в этом отчасти и заключается некий особенный шарм «Кинотавра»
Есть там, конечно, те, кто еще не испорчен «большим кино» и «продюсерским гуманизмом», — молодые ребята, участники конкурса «короткого метра», в основном студенты ВГИКа или Санкт-Петербургской академии, мастерских Хотиненко, Фенченко, Учителя. Когда я впервые приехал в Сочи, то был поражен, узнав, что конкурсные показы — только для специалистов, кинокритиков и киноведов, — обычному зрителю предлагается программа «Кино на площади», наиболее кассовые российские ленты, уже вышедшие в прокат, и программа эта весьма популярна. Но я все равно не понимаю: почему так? Ведь кинофестиваль это всегда — для зрителя, и в полном объеме.
В программе «Кино России» хотим показать новый фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», участвовавший в конкурсной программе «Берлинале». Из Берлина — надеемся, дадут — картину «Вик и Фло увидели медведя» Дэни Котэ (Канада) и Гран-при фестиваля — румынскую ленту «Поза ребенка». Из Гонконга — в этом году уже целых четыре фильма претендуют на конкурс. Возможно, мы сделаем отдельную программу китайского кино.
Будет ретроспектива Алексея Германа, мультипликатора Александра Петрова. К 75-летию Приморья мы подготовили ретроспективу работ «Дальтелефильма». Уже утверждена программа — «Разнокалиберный вестерн» на открытой площадке, мы отобрали семь вестернов (от классического до «спагетти-вестерна»).
К столетию индийского кино, скорее всего, будет ретроспектива «В фокусе: Индия».
С точки зрения обычного человека, то, чем занимаются «программеры» «Меридианов Тихого», выглядит совершенно несерьезно: ну что это такое — сидеть и сутками смотреть кино? Что это за работа вообще? Такое мнение существует только в России — на Западе люди прекрасно понимают, насколько это тяжелый, изнурительный труд.
Добавить комментарий