Приморских кураторов и галеристов призвали к объединению
Как рассказала директор «Арки» Вера Глазкова, в последнее время постоянно меняются условия взаимоотношений между художниками, культурными институциями, государством и зрителем. За минувшие двадцать лет во Владивостоке и в Приморском крае эти условия так же менялись — это касается и открытия и закрытия галерей и других заведений, и появления творческих объединений, и смены политической власти. С появлением в городе помимо государственных музеев (Приморский государственный музей имени В.К. Арсеньева и Приморская государственная картинная галерея) и частных галерей и салонов художники получили возможность контактировать с разными культурными институциями.
По словам арт-директора «Арки» Юлии Климко, современная галерея должна быть не только выставочным пространством, но и площадкой для поиска контактов между художниками и потенциальными покупателями. Кроме того, галерея может заниматься и «воспитанием» художников, которые активно с ней сотрудничают, поддерживая их проекты и представляя их на международном рынке. Художникам всегда будет необходимо демонстрировать свои работы на публике, с чем может удачно справляться галерея.
При этом чаще всего галереи обращают внимание на новых авторов, на современное искусство. Традиционно считается, что в музеях должны выставляться уже состоявшиеся художники, сам факт выставки в музее — это показатель признанности мастера. Это же касается и работы галерей и музеев в отношении пополнения фондов — если музеи обычно стремятся «вернуть» те или иные произведения искусства, созданные ранее и затем получившие большую ценность, то галереи взаимодействуют с субъектами арт-рынка, фокусируясь главным образом на современных авторах, пишет «Приморский репортер».
В то же время и галереи, и музеи всегда могут сотрудничать между собой, помогая организовывать выставки и находить покупателей для работ местных авторов. Так, некоторое время назад Приморский государственный музей имени В.К. Арсеньева нашел покупателей для работ одного из художников благодаря галерее «Арка».
Юлия Климко рассказала и об опыте участия в международных арт-ярмарках. Галерея «Арка» регулярно представляет работы своих художников-партнеров на международном уровне с 2000 года. В этих арт-ярмарках обычно участвуют именно галереи, однако часто туда приезжают и музейные работники в поисках работ для своих коллекций. Благодаря участию галерей в арт-ярмарках местные художники получают возможность продать свои работы. Часто это удается сделать благодаря статусу галереи.
Несмотря на удаленность от Европы, владивостокская галерея «Арка» высоко котируется у организаторов международных арт-ярмарок. Порой именно это становится определяющим в том, сможет ли художник продать свою работу, так как на западном арт-рынке очень пристально подходят к информации о том, где именно выставлялся тот или иной автор. И если он сотрудничает с известной галереей, то вероятность удачного исхода переговоров повысится.
Однако конкурировать дальневосточным авторам на Западе очень трудно. И это связано именно с объективными показателями — в большой художественной ценности сильных авторов из Приморья и других субъектов Дальневосточного федерального округа никто не сомневается. В целом же вопрос ценообразования на западном арт-рынке остается весьма сложным. Кроме того, специалисты отмечают, что не всегда западные покупатели готовы платить по тем ценам, что предлагают сами авторы.
В «Арку» постоянно приходят письма из самых разных стран мира, в которых местные авторы интересуются возможностью сотрудничества с владивостокской галереей. Не удивительно, что пока только «Арка» регулярно участвует в международных арт-ярмарках, являясь там единственной представительницей Сибири и Дальнего Востока.
Арт-ярмарки — это не только коммерческий проект (за участие в ней галереям приходится выкупать места, а для владивостокской «Арки» особенно тяжелыми являются транспортные расходы, которые пока, к сожалению, вернуть не получается), но и мощный инструмент для популяризации творчества местных авторов. Традиционно после участия в той или иной ярмарке в западных изданиях публикуется много материалов, посвященных тому или иному автору. Учитывая, что приморские художники имеют не так много подобных возможностей заявить о себе, этим можно пользоваться.
Стоит отметить, что азиатский арт-рынок почти во всем схож с европейским — глобализация сказалась и здесь. В Азии к галереям и авторам предъявляются те же требования, что и в Европе.
По словам экспертов, сегодня галерея может стать площадкой для развития не только отдельных авторов, но и всей культурной среды города в целом. Однако в сложившихся условиях ей требуется поддержка со стороны муниципальных властей (например, облегчение налогового режима) и спонсоров. Необходмио разработать единую культурную политику в городе, а средства на финансирование культуры выделять не на абстрактные программы, а на четко сформированную программу деятельности с учетом планов всех культурных институций. Однако, как отметили участники встречи, подготовить четкую программу для финансирования чиновники не смогут — этим должны будут заниматься специалисты в области искусства, которые непосредственно взаимодействуют с теми или иными институциями.
Кроме того, прозвучало и предложение организовать в городе открытый аукцион по продаже работ местных авторов (с этой идеей уже обращались к нынешней администрации города, однако такой аукцион так и не провели, в то же время предыдущая администрация его устраивала).
Во время встерчи прозвучало предложение создать ассоциацию галеристов, чтобы выступить перед властями с единой позицией. Еще одной важной проблемой, озвученной во время встречи, стало финансовое положение приморских музеев, из-за которого им становится весьма трудно, а иногда и невозможно приобретать работы местных авторов для пополнения коллекций. Из-за этого творчество современных молодых авторов может и не сохраниться для наследников в публичном доступе. И если еще в начале 2000-х годов на закупку работ молодых художников в приморские музеи еще выделялись деньги, то позже такая статья расходов вообще перестала существовать. Более того, из-за проблем с инфраструктурой приморцы могут лишиться возможность посмотреть на работы прославленных русских мастеров, например, Айвазовского, так как их фактически негде показывать.
Впрочем, для поддержки молодых авторов все же что-то должно быть сделано — так, на открытии выставки «Душевные разговоры о механизмах» шестерых приморских художниц мэр Владивостока Игорь Пушкарев поддержал инциативу о снижении платы для аренды мастерских.
Выступившая на встрече Заслуженный художник России Ольга Никитчик из Уссурийска, являющаяся и куратором местной галереи «Дом художника», рассказала о своем опыте создания галереи практически с «нуля». Никитчик и ее соратникам удалось наладить широкое международное сотрудничество, главным образом, с азиатскими художниками, что в итоге переросло в масштабный проект «Цветы мира», который даже после своего официального закрытия вызывает повышенный интерес у мастеров. Эксперты высоко оценили опыт уссурийского «Дома художника».
Первой площадкой, на которой есть возможность опробовать новую модель взаимодействия приморских кураторов и искусствоведов, может стать владивостокская Биеннале визуальных искусств — международный разножанровый фестиваль искусств, который пройдет в 2013 году. На финансирование Биеннале выделены достаточно серьезные средства, однако при этом не сформирована четкая концпеция фестиваля (в случае ее отсутствия каждый музей или галерея, участвующие в проекте, будут подбирать те или иные проекты по своему усмотрению). Было предложено сформировать совет кураторов Биеннале, чтобы фестиваль получился действительно качественным и содержательным (к предыдущему Биеннале у экспертов возникли большие претензии).
Добавить комментарий