Чиновники предложили снизить цены на бензин на Дальнем Востоке за счет поставок топлива из Южной Кореи
Камчадалы платят за бензин на 10 рублей больше, чем жители европейской части России. ФАС придумала, как избавить Дальний Восток от проблем с топливом. Надо договориться о поставках бензина из Южной Кореи, а в обмен дать им возможность торговать дизтопливом в Европе. Однако есть подозрение, что Россия все равно в таком случае проиграет. Об этом передает ДВ-РОСС.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает решить проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке с помощью поставок бензина из Южной Кореи, сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, ФАС в среду направила такие предложения в Минэнерго и рассчитывает на их одобрение.
Как пояснил Голомолзин, в Южной Корее имеются избытки бензина и мощностей по его производству, а Россия имеет избыток дизтоплива. Поэтому ФАС предлагает организовать поставки бензина из Южной Кореи на Дальний Восток в обмен на предоставление стране возможности торговать российским дизельным топливом в Европе. Как указывает чиновник, Европа как раз испытывает дефицит дизтоплива.
Проблема цен на топливо на Дальнем Востоке в очередной раз была поднята во время «прямой линии» Владимира Путина. Отвечая на вопрос дальневосточного жителя, президент заявил, что разница в ценах на бензин и дизельное топливо с доставкой между европейской частью РФ и Дальним Востоком вызвана несколькими причинами, но прежде всего связана с монополизмом «Роснефти», которая является основным поставщиком нефтепродуктов в регион. Президент потребовал у ФАС в очередной раз проконтролировать эту ситуацию, пишет «Взгляд».
ФАС уже начала проверку адекватности цен на топливо на Дальнем Востоке. По словам Голомолзина, в конце мая – начале июня ведомство будет готово объявить о результатах, однако уже предварительно ясно, что конкуренция в регионе развита недостаточно.
Проверка цен на топливо на Дальнем Востоке, по словам Голомолзина, уже сейчас показывает, что повышенные по сравнению с европейским регионом цены связаны как с рыночными факторами и большими издержками компаний, так и с недостаточной конкуренцией на рынке. Однако окончательные выводы ведомство еще не сделало.
Как указывают эксперты, как такового дефицита бензина на Дальнем Востоке нет, главная проблема в цене. Она выше, чем в европейской части России, не только из-за монопольного положения, но также из-за формулы ценообразования и транспортных издержек, а это ФАС не учитывает в своих заявлениях.
На Дальнем Востоке находятся всего два НПЗ: Хабаровский и Комсомольский. Первый не используется на полную мощность из-за отсутствия подключения к нефтепроводу, а второй принадлежит компании «Роснефть», которая является монополистом на Дальнем Востоке.
Нефтеперерабатывающие заводы Сибири и европейской части России находятся далеко от дальневосточных потребителей. При этом трубопроводного транспорта для прокачки нефтепродуктов на Дальний Восток нет, поэтому перевозят их по железной дороге, где тарифы в два–три раза выше тарифов трубопроводного транспорта, объясняет начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
«Для рентабельности поставок на двух концах железнодорожного полотна отличие оптовой цены нефтепродуктов должно превышать стоимость железнодорожных перевозок. Поскольку перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом на расстояния порядка 3–5 тыс. км обходится в суммы порядка 5000 тыс. рублей за тонну, то понятно, что железнодорожными перевозками по стране невозможно ликвидировать существующую для Дальнего Востока разницу цен», – резюмирует Подлевских.
«Сейчас ХНПЗ получает сырье по железной дороге, что существенно увеличивает затраты на транспортировку, которые закладываются в стоимость бензина. Да и стоимость самого сырья растет. Постоянное сдерживание цен на бензин приводит к накапливанию убытков, и в какой-то момент производство может стать нерентабельным», – говорит аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
В информационно-аналитическом центре «Кортес» предоставили статистику стоимости бензина и дизтоплива (доставляет ООО «Ойл Ресурс Групп») в разных округах страны и в дальневосточных областях. Согласно ей, цены на топливо в мае к январю выросли во всех округах без исключения, никакого снижения в ДВО не наблюдается. Хотя на прошлой неделе ФАС рапортовала о снижении цен на Дальнем Востоке.
Средняя стоимость бензина А-92/93 в Дальневосточном округе за пять первых месяцев этого года выросла на 0,52 рубля до 33,46 рубля за литр, Аи-95/96 – на 0,83 рубля до 35,77 рубля за литр, дизтоплива – на 0,5 рубля до 35,48 рубля.
В сравнении с европейскими регионами России розничные цены на топливо в ДВО в среднем выше на пять рублей, а в Камчатском крае разница доходит до 10 рублей. Самое дешевое топливо фиксируется в Северо-Кавказском округе. В мае жители ДВФО покупали А-92/93 и Аи-95/96 на 6,2–6,5 рубля дороже, а дизтопливо – на семь рублей дороже, чем жители СКФО. А на заправках Центрального округа бензин и дизтопливо в мае стоили почти на 5,5 рубля дешевле, чем на АЗС Дальнего Востока.
Интересно, что на самом Дальнем Востоке разница в стоимости топлива также доходит до пять рублей в разных областях. Самое дорогое топливо в Камчатском крае, Сахалинской области, Еврейской автономной области и в Приморском крае. Причем в Камчатском крае цены на бензин насколько высокие, что там даже не было никакой динамики по ценам с января по май 2013 года, они слегка выросли лишь на дизтопливо. Камчадалы платят за литр А-92/93 на 9,37 рубля больше, чем жители Северо-Кавказского округа, за литр Аи-95/96 – на 10,61 рубля больше, за литр дизтоплива – на 10,9 рубля больше. Это следует из статистики «Кортеса» за май 2013 года.
На Дальнем Востоке работают две компании: «Альянс» и «Роснефть», – и цены на их заправках отличаются. К примеру, во Владивостоке самые низкие цены – на заправках компании «Роснефть». Но так как заправок у компании немного, а цены более привлекательные, то практически в любое время дня и ночи на этих заправках длинные очереди, передает в среду «Восток-Медиа». При этом у НК «Альянс» широкая сеть АЗС на Дальнем Востоке, однако цены на топливо там выше.
Руководитель пресс-службы «Альянса» Андрей Румянцев поясняет, что «если утрировать, то «Альянс» по сравнению с «Роснефтью» неконкурентоспособная компания».
В Приморье «Роснефть» в основном занимается тем, что продает сырье оптом, имея небольшую сеть заправок, а «Альянс» обладает самой большой сетью заправок в крае, однако компания остро нуждается в сырье. Кроме того, по словам Андрея Румянцева, если перед «Роснефтью» поставить задачу достроить заправки в этом регионе, она «задушит» всех.
В Южной Корее действительно наблюдается избыток бензина, который можно оперативно поставлять в нуждающийся регион через порт Козьмино, говорит Анна Кокорева.
Транзит через Северную Корею невозможен, поэтому остается только один канал – танкерами по морю, соглашается генеральный директор City Express Алексей Кичатов. «Но такое импортное топливо вряд ли будет дешевым. Решить проблему дефицита таким способом можно, но проблему дороговизны топлива – нет», – уверен Кичатов. «Идея странная, она не решает проблему в комплексе и даже в качестве локальной меры выглядит неоднозначной», – добавляет он.
Цена корейского топлива, доставленного на Дальний Восток, скорее всего, будет выше нынешней, так как кроме транспортных затрат придется заплатить импортную пошлину, акцизы и НДС.
Так, Аи-95 на азиатской бирже по майским котировкам стоит порядка 982 долларов за тонну. Если прибавить 5% импортной пошлины, самый низкий акциз, который установлен для стандарта Евро-5 (в 5143 рубля за тонну), а также НДС, то на выходе цена Аи-95 получается равной 43819 рублям за тонну. Таким образом, литр бензина Аи-95 в рознице должен стоить 51,40 рубля. И это еще без учета транспортных расходов по доставке топлива из Южной Кореи на Дальний Восток.
Чтобы сделать корейский бензин недорогим, надо либо заставить Южную Корею поставлять его по более низкой цене, либо избавить Дальний Восток от налогообложения нефтепродуктов, на что Минфин вряд ли пойдет. Плюс надо еще проверять, соответствует ли качество корейского топлива стандартам технического регламента, действующего в России.
Ко всему прочему, если корейский бензин будет недорогим, он может вытеснить отечественные компании: ни «Роснефть», ни «Альянс» не смогут поддерживать цены на одном уровне с Кореей, производство бензина станет для них экономически невыгодным, отмечает Анна Кокорева.
«Россия рискует проиграть дважды: первый раз – лишив российские компании на Дальнем Востоке поддержки и второй – уступив европейский рынок дизельного топлива Южной Корее. Вряд ли предложения Голомолзина найдут поддержку в правительстве», – считает эксперт.
По ее мнению, вопрос поставок бензина из Южной Кореи стоит отложить до 2015 года, дождавшись подключения ХНПЗ к магистрали ВСТО. Если после этого никаких изменений на дальневосточном топливном рынке не произойдет, тогда, возможно, стоит вернуться к предложениям Голомолзина, считает Кокорева.
Проблему дороговизны топлива на Дальнем Востоке можно решить, если построить новые современные НПЗ в регионе. Такого мнения придерживается губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. На прошлой неделе он заявил, что снизить цены на бензин в Приморье поможет строительство в Находке нефтехимического комплекса.
Источник: oilresurs.ru
Добавить комментарий