Эксперт: в Приморье недостаточно помогают малому и среднему бизнесу
— Недавно во Владивостоке завершилась «Неделя предпринимательства», как вы оцениваете это событие?
— Меня всегда раздражают выражения такие как «Неделя предпринимательства», «Неделя культуры», «Неделя заботы о детях», как — будто у нас принято заниматься обсуждением важнейших для общества сфер всего одну неделю? А остальное время в году мы не занимаемся вопросами культуры, предпринимателей, детей, даже несколько противно звучит месячник чистоты и борьбы с коррупцией.
Я считаю, что таким важным вопросом, как развитие малого и среднего предпринимательства, решением проблем бизнеса, нужно заниматься каждый день. А проблем в этой сфере хватает, многое в рамках этого мероприятия было озвучено предпринимателями Дальнего Востока. Особое внимание было уделено необходимости снижения административных барьеров, стимулированию развития начинающего бизнеса, молодежного предпринимательства, повышению доступности к финансовым ресурсам, улучшению инвестиционного климата.
Также в числе проблем предприниматели отметили тяжелую налоговую нагрузку. На мой взгляд, сегодня возникла необходимость изменений законодательных основ бизнеса в России, радует, что власть начинает это понимать, и даже Владимир Путин на встрече с предпринимателями услышал очень важные посылы. Необходимы системные изменения в экономике всей страны, которые должны улучшать условия ведения бизнеса в каждом регионе.
— Виталий Васильевич, давайте попытаемся в целом оценить ситуацию в экономике России. Эксперты прогнозируют достаточно мрачные сценарии, предрекая тяжелый экономический кризис, уже через пять лет. Так что же происходит с российской экономикой?
— Действительно, ситуация в российской экономике складывается не хорошая. Я знаком с прогнозами экспертов, в частности, экономист Андрей Илларионов утверждает, что «катастрофа» в экономике уже происходит, нынешний уровень промышленного производства в России почти на четверть ниже, чем во времена СССР. Профессор НИУ ВШЭ и директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев заявляет, что с 2011 года продолжается плавное снижение показателей. Академик Владимир Квинт обещает экономический кризис через пять лет. По моему мнению, прогнозы экспертов вполне реалистичны, если не принимать системных решений, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в России. Давайте обратимся к данным о состоянии отдельных отраслей производства и сравним изменения, которые произошли с января 1990 года.
Нынешний уровень промышленного производства – почти на четверть ниже, чем во времена СССР. Изменение в процентах по отношению к январю 1990 года составило 23,1%.
Единственная отрасль, увеличившая выпуск за прошедшие 23 года (на 17,8%), – газовая. Все остальные – выпуск сократили. Машиностроение – на 18,6%, химическая и лесная – наполовину, легкая промышленность как явление фактически перестала существовать (-84,2%).
Все эти тенденции отчетливо прослеживаются и в Приморье. Например, в крае практически исчезло звероводство.
— Но ведь крупные компании повышают свое внимание к Приморью, например «Газпром», «Роснефть». Как вы считаете, приход крупного бизнеса в край — это хорошо или плохо?
— Я полагаю, что большой бизнес должен быть большим бизнес-инкубатором для малого. А у нас наоборот — малый бизнес питает кадрами большой. Ведь такие крупные госкорпорации, как «Газпром», идут сюда и забирают лучших, тем самым обескровливая малый бизнес. Было бы лучше, если бы крупный бизнес шел сюда уже со своими кадрами, либо осуществлял бы здесь подготовку местных кадров, создавал достойную инфраструктуру, условия для жизни и работы, но для госкорпораций такие вложения нерентабельны, но однако, тот же «Газпром», по данным в СМИ, потратил на празднование юбилея компании и премиальные около одного млрд долларов, также весьма внушительную сумму компания тратит на содержание футбольной команды «Зенит». Я полагаю, что целесообразнее потратить 100 млн евро на подготовку кадров, а не на покупку иностранных футболистов.
Молодежь поедет в Приморье как раз в том случае, если здесь можно получить достойные заработки, быстрый карьерный рост, реализовать свои планы, но, к сожалению, несмотря на повышающийся интерес крупных компаний к Приморью, серьезного притока молодых специалистов не заметно, скорее наоборот, пока в основном только отсюда уезжают. Фактически осуществляется перевалка и продажа природного сырья иностранным государствам, что не может являться аргументом в пользу развития Приморья. Условия для развития бизнеса в Приморье должны быть лучше, чем в Москве.
— В этой связи Россия – это энергетическая сверхдержава или сырьевой придаток?
— Здесь однозначно ответить нельзя. С одной стороны, безусловно, наше государство богато полезными ископаемыми, в этой связи его можно назвать энергетической сверхдержавой, но, а с другой стороны, в России сформировалась сырьевая модель экономики.
Владимир Путин и Дмитрий Медведев признали, что России надо слезать с нефтяной иглы, и тут единственный вариант – развивать предпринимательство. На словах оно так, а на деле вот этими налоговыми репрессиями, ростом тарифов в принципе предпринимательство уничтожается. При этом тут же еще идет очень мощное лоббирование интересов монополий. В связи с повышением страховых выплат почти 400 тысяч ИП по всей стране были вынуждены закрыться. Фактически произошел разгром малого и среднего бизнеса в России. Эта ситуация всколыхнула общественность, «Опора России» и другие бизнес-объединения категорически настаивали на снижении страховых взносов, президент дал поручение разобраться в две недели. Две недели нашим чиновникам, само собой не хватило, но в середине мая правительство все же одобрило законопроект Госдумы РФ о новом порядке расчета страховых взносов для ИП.
— Как вы думаете, эти изменения помогут решить проблему?
— Для ИП предполагается ставка страховых взносов, рассчитываемая с базы в один МРОТ, то есть около 19,5 тысячи рублей в год. Но одновременно введена дифференциация. Те, кто имеет ежегодный оборот больше 300 тысяч рублей, будут платить ставку с базой один МРОТ плюс один процент от оборота. И, как правильно сказал в «БИЗНЕС Online» первый вице-президент «Опоры» Павел Сигал, получилось еще хуже! Индивидуальный предприниматель развивается, перешагивает оборот в 300 тысяч – и что? Будет платить совершенно неподъемный налог? Я считаю, что вопрос о снижении страховых отчислений принятием этого законопроекта не решить, этот вопрос еще нужно прорабатывать системно, при этом не затягивать с решением проблемы. Если так и дальше будет продолжаться, те традиционные виды бизнеса, которые сейчас есть, просто исчезнут без следа. Государство просто выдавливает предпринимателей в тень, или вообще (вынуждает) закрывать свое дело. Уничтожение бизнеса – это не экономическая, а социальная проблема.
— Такое мощное прекращение деятельности индивидуальными предпринимателями эксперты сопоставляют с политикой НЭПа и даже с результатами потерь в военных действиях, а кто в этом случае должен отвечать за непродуманное решение о повышении страховых взносов? И вообще, сколько чиновников понесли ответственность за создание административных барьеров для бизнеса, ухудшение предпринимательского климата?
— Нужно признать, что такие сопоставления вполне справедливы. Чиновников не привлекают к какой-либо ответственности за системные просчеты в сфере функционирования бизнеса. Действительно, ситуация несколько неоднозначная, я считаю, что народ должен знать авторов всех нормативно-правовых актов, фамилии чиновников, принявших распоряжения, касающихся ведения бизнеса на любом уровне. Сегодня возможно лишь узнать фамилии инициаторов законопроектов, а тех, кто создает подзаконные НПА, не так просто. Зато у нас ведется статистика по количеству предпринимателей, нарушивших закон, осужденных за экономические преступления.
— Виталий Васильевич, достаточно ли на ваш взгляд оказывается поддержки малому и среднему бизнесу в Приморье?
— Я считаю, что недостаточно. В Приморском крае есть огромный потенциал для развития малого и среднего бизнеса, однако те программы, которые сейчас действуют, к сожалению, не могут дать ощутимого роста, более того, я сомневаюсь в том, что на Дальнем Востоке к 2020 году по поручению главы государства будет создано 25 млн новых рабочих мест, если не стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.
В Приморье можно было бы развить фермерские хозяйства, наподобие «сельских» офшоров в Пензенской области, где предпринимателям предоставляются существенные льготы. Также очень интересным направлением можно назвать прибрежные грузоперевозки, развитие аквакультуры, и еще много разных видов деятельности для малого и среднего бизнеса, к примеру, создание IT-парка, которые смогут развивать наукоемкие и высокотехнологичные производства в регионе.
Муниципалитеты оказывают недостаточную поддержку малому и среднему бизнесу. Для примера можно посмотреть реестр субсидий малому и среднему предпринимательству во Владивостоке, где мы увидим, что очень часто поддержку получают управляющие компании, при этом индивидуальных предпринимателей, получающих поддержку в таком же объеме, в этом реестре числится немного. Я считаю, что поддержка должна быть целевой, адресной, а самое главное — равной, доступной для каждого, не должно быть, так, что одни ее получают, другие нет. Сегодняшняя поддержка малого бизнеса и ИП во многих регионах — это профанация. Предприниматель — это двигатель развития территорий. Он важнейший элемент социальной сферы муниципалитета, а не только его экономики.
— Какие сейчас у «Опоры» главные задачи, с вашей точки зрения?
— Мы в «Опоре» считаем, что нужно кардинально менять саму политику в отношении предпринимательства. На недавних парламентских слушаниях в Госдуме РФ по основным направлениям налоговой политики в 2014-2016 годах мы говорили, что предлагаем налоговую систему делать не фискальной, а стимулирующей.
И второе – мы делаем программу «Территория бизнеса – территория жизни», это новая стратегия развития малого бизнеса. В ней как раз говорится, что главная ошибка сегодняшней политики правительства – считать предпринимателя экономической единицей, тогда как малое предпринимательство несет, прежде всего, социальную функцию. Потому что там, где бизнес развивается, там развивается и территория, там жизнь бурлит. И уничтожение бизнеса – это не экономическая потеря, а социальная.
В программе ставятся задачи изменить законодательство, в том числе и некоторые основополагающие законы, изменить систему мотивации и показателей эффективности работы различных уровней власти, вплоть до муниципальных. Там огромный блок посвящен муниципалитетам.
В начале мая общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» объявила о начале разработки программы «Территория бизнеса – территория жизни». Малый бизнес на местах выполняет важную социальную функцию, в том числе создает рабочие места, что помогает решить проблему безработицы в малых городах и селах, отмечают разработчики программы.
Добавить комментарий