С большим скандалом в Якутии приняли постановление о приватизации семи процентов алмазной компании АЛРОСА
Депутат Эрнст Березкин был краток: «Предлагаю проголосовать против. Другой парламент в сентябре соберется и примет решение, более благоразумное».
Взявший слово Юрий Дойников обратился к президенту республики и коллегам-депутатам с просьбой провести проверку деятельности президента компании АЛРОСА Федора Андреева. Он обвинил последнего в неэффективной кадровой политике, в результате которой компанию покинули высококвалифицированные специалисты, в игнорировании норм охраны труда, из-за чего на производстве произошли несчастные случаи, в том числе и со смертельным исходом. По словам Дойникова, на шахтах по два месяца не бывает инженера по технике безопасности, не соблюдаются нормы газовой и взрывобезопасности. Руководители компании следуют принципу: «Нам на 20 лет хватит, а дальше – хоть трава не расти».
Говоря о распределении средств, направляемых компанией на благотворительность, Юрий Андреевич с возмущением сказал, что «деньги уходят, например, в Сколково. А почему не в республику»? Из-за нарушения регламента спикер отключил микрофон выступавшего, и Юрию Андреевичу пришлось говорить без него. «Я думаю, что Егор Афанасьевич (Борисов – ред.) выступит в защиту компании и республики. Давайте сегодня приостановим постановление. Сегодня я выступил не просто так. Мне, по-русски говоря, за державу обидно!»
Георгий Артемьев, член фракции КПРФ, в своем выступлении подчеркнул, что надо поддержать коммунистов и сохранить все активы республики. «Что касается заявления Дойникова, то разве республика не владела ситуацией как акционер?» И поддержал ранее выдвинутые предложения создать специальную комиссию и выйти на руководство АЛРОСА с тем, чтобы прояснить картину.
Депутат также отметил, что не раскрыты до сих пор вопросы о 521 млн рублей, перечисляемых ежегодно компанией в «Целевой фонд будущих поколений», а также неизвестно о судьбе средств от продажи угля республики, которые осели в «Республиканской инвестиционной компании». Г. Артемьев возложил ответственность за все это на фракцию партии «Единая Россия» и заключил, что это результат неразумной политики республики.
Депутат Ньургун Тимофеев, в прошлом самый оппозиционный к властям республики руководитель парламента, в конце прошлого года занявший пост председателя Алмазного совета и советника президента республики, был настроен благодушно и призвал коллег не драматизировать ситуацию, не впадать в панику, а проголосовать, так как в свое время парламент большинством голосов уже дал согласие на возможность реализации до семи процентов акций АЛРОСА при условии, что 25%+1 акция останутся у каждой их сторон.
Виктор Губарев, лидер фракции коммунистов, процитировал цитату из фильма: «Нет ничего хуже незаконченных дел». И посетовал, что сегодня, заканчивая работу, парламент 4-го созыва не примет судьбоносного решения — не поддержит инициативу КПРФ о национализации таких компаний, как АЛРОСА, которые должны быть в собственности государства. И также предложил создать комиссию, чтобы разрешить все скрытые от постороннего глаза проблемы компании и разумно подойти к решаемому вопросу: «Разве разумный человек будет продавать акции компании, которая приносит доход. Тем более, сейчас, когда цена на нефть может в результате кризиса рухнуть». Комиссия, по его словам, должна решить, что можно максимально оставить в республике.
Виктор Губарев поддержал своего коллегу Юрия Дойникова, сказав, что он совершил мужественный поступок. Он также заявил, что социальная программа АЛРОСА – фикция: «Сегодня в Мирном не финансируются детские сады. Ранее компания ежегодно направляла на их содержание 700 млн. рублей. В Мирнинском районе закрываются школы с легкой руки главы. «Зарю» бросили на произвол судьбы. Эти все вопросы в компетенции руководства АЛРОСА».
В заключение обсуждения законопроекта слово взял президент Якутии Егор Борисов. Он выделил два вопроса, на которых хотел бы остановиться. Это вопрос о приватизации семи процентов акций компании АЛРОСА и о создании комиссии по заявлению депутата Дойникова.
«Приватизационная компания – вопрос очень сложный. Нам необходимо думать и понимать друг друга. В прошлом году шел разговор о приватизации 100% акций АЛРОСА. Я постоянно информировал о решениях, которые принимались по этому вопросу. Было принято решение о полном выходе правительства РФ из компании в 2016 году. Понимая значимость компании для республики, мы выработали свою позицию, которая подтверждается законом республики. Мнение правительства Якутии и менеджмента компании: мы можем приватизировать до семи процентов.
Мы настаивали перед правительством РФ, чтобы оставить государственный контроль над компанией в объеме 25% + 1 акция для каждой из сторон. Принятое решение правительства РФ существует до сегодняшнего дня. Я встречался с президентом, премьером, они с пониманием отнеслись к нашим предложениям. Все усложняют исполнители. Сегодня правительство РФ готовит корректировки плана приватизации АЛРОСА. С учетом конъюнктуры рынка было принято решение семипроцентные пакеты акций продавать вместе. Мы действуем в рамках той позиции, которую вместе с вами выработали. Мы параллельно ставили вопрос выработки механизма передачи денег от продажи акций Якутии. Мы и сегодня настаиваем, что так и должно быть».
В подтверждение своих слов президент включил видеозапись с заявлением вице-премьера Игоря Шувалова о том, что вырученные от продажи семи процентов акций АЛРОСА будут направлены правительством РФ на инфраструктурные проекты Якутии.
«Кроме того, мы согласились и договорились, что, если мы увидим, что продажа идет каким-то стратегическим инвесторам, то Якутия приостанавливает продажу — только миноритариям, не стратегическим партнерам.
Сегодня какую цель мы преследуем в ситуации по продаже 7+7 процентов акций? В управлении компании мы сохраним и должны сохранить свою позицию. Во-первых, мы должны понимать, сколько стоит компания. По прогнозам, цена семи процентов акций составит не менее 13-14 млрд рублей. Мы можем установить общественный контроль за расходованием средств от продажи компании».
Перейдя ко второму вопросу, президент сказал: «Будет создана комиссия, мы организуем, проверим. Я напомню некоторые моменты. Но то, что просит Юрий Андреевич (Дойников) — защитить людей – надо разобраться, кого защищать, кого нет. В любом предприятии может быть такая ситуация, когда не сошлись, начали палки в колеса… Еще ранее мы почувствовали, что началась дестабилизация. Потрубейко подписала договор с условием, что не будет предъявлять претензии к компании. Юрий Андреевич на таких же условиях, но не сошлись в сумме. Если вам обещали сотню миллионов и не дали, конечно, вы поступите, как Дойников. Я прошу к этим делам объективно подойти, а не субъективно».
Завершая речь, Егор Борисов обратился к депутатам принять решение, которое сегодня было рассмотрено.
Однако, на этом дело не закончилось. Депутат Афанасий Максимов очень эмоционально вступился за своего коллегу: «По сути, Егор Афанасьевич обвинил Юрия Дойникова, что он ввел всех в заблуждение из корыстных побуждений. Я сегодня склонен верить Дойникову, а не Егору Афанасьевичу. Я ни одному слову Егора Афанасьевича не верю. Создание всяких комиссий – мы это уже проходили. Вы собираетесь приватизировать через РИК («Республиканская инвестиционная компания») – самую закрытую компанию. Вы ответите перед историей, перед нашим народом!».
По окончании этой гневной тирады невозмутимый председатель парламента Виталий Басыгысов, признавшись, что решил не выступать, расстроившись из-за того, что срок полномочий на этом заканчивается, поставил вопрос на голосование и через полминуты с облегчением провозгласил: «Принято!».
Постановление о приватизации семи процентов акций компании АЛРОСА стало последним документом, принятым парламентариями 4-го созыва, сообщает SakhaNews.
Добавить комментарий