Top.Mail.Ru

Генеральный директор «Экспресс Приморья»: «К сожалению, отношение к пригородному транспорту пока остается потребительским, лишь в интересах исполнения социальной роли»

Пригородные железнодорожные перевозки следует поставить в равные конкурентные условия с другими видами транспорта. Суть в том, что автомобильный общественный транспорт (автобусы) не участвует в содержании инфраструктуры, за пользование автомобильными дорогами перевозчики не платят. Пригородные железнодорожные перевозчики оплачивают пользование инфраструктурой. Об этом в интервью «Агентству транспортных новостей» рассказал генеральный директор ОАО «Экспресс Приморья» (пригородная пассажирская компания на Дальнем Востоке) Сергей Кузнецов, передает ДВ-РОСС.

— Сергей Алексеевич, пригородный железнодорожный транспорт постепенно утрачивает одно из конкурентных преимуществ – оптимальное соотношение «цена – время в пути». Почему складывается такая ситуация?

— В ходе реформы ОАО «РЖД» пассажирские перевозки выделились в отдельный бизнес-блок, и перекрестное субсидирование прекратилось. Функции перевозчика в пригородном сообщении перешли от ОАО «РЖД» к 26 пригородным компаниям, созданным с участием регионов. В результате тарифы на грузовые перевозки стали расти медленнее, а убытки от пассажирских перевозок должны покрываться за счет бюджетных субсидий. Так как, скажем, перевозочная деятельность в пригородном секторе осуществляется в интересах экономики региона и населения, там проживающего, то логично, что она встроена в его бюджет.

Субъект Российской Федерации, выступая в роли заказчика этих перевозок, определяет объем транспортной работы, регулирует тариф на железнодорожные перевозки, компенсирует перевозчику потери в доходах от установления тарифов для пассажиров ниже экономически обоснованного уровня. Причем это – не просто право субъекта Федерации, а его обязанность в соответствии с действующим законодательством. Отсутствие же средств в бюджетах регионов на полную компенсацию потерь в доходах перевозчика приводит к тому, что администрациями субъектов принимается решение о сокращении размеров движения пригородных поездов и о повышении стоимости проезда для населения с целью снижения нагрузки на бюджет региона.

— Но повышение тарифа на проезд может привести к обратному эффекту: либо люди будут ездить зайцами, либо стоимость проезда окажется непосильной для населения…

— К сожалению, отношение к пригородному транспорту пока остается потребительским, лишь в интересах исполнения социальной роли. Пригородные железнодорожные перевозки следует поставить в равные конкурентные условия с другими видами транспорта. Суть в том, что автомобильный общественный транспорт (автобусы) не участвует в содержании инфраструктуры, то есть за пользование автомобильными дорогами перевозчики не платят. Такой статьи в цене билета нет.

Пригородные железнодорожные перевозчики оплачивают пользование инфраструктурой, то есть железнодорожными путями, и в стоимости проезда это может занимать значительную долю (в 2011–2013 годах 99% стоимости пользования инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования компенсировано из федерального бюджета). Установление цены билета для проезда в пригородном поезде с учетом этого фактора привело к тому, что железнодорожные пригородные перевозки начали проигрывать своему ближайшему конкуренту – автомобильному транспорту.

И если несколько лет назад тарифы, применяемые на проезд в пригородных поездах ОАО «Экспресс Приморья», были меньше автобусных, то в настоящее время на ряде маршрутов тарифная политика автотранспортных предприятий более привлекательна для пассажира (например, стоимость проезда на городском автобусе Угольная – Владивосток сегодня составляет 17 рублей, а на электропоезде – 55 рублей).

При этом объем перевозок железнодорожного транспорта в 2012 году в пределах Дальневосточного федерального округа составил 448 млн пасс/км. Это означает, что каждый десятый житель, независимо от возраста, совершил одну поездку от Владивостока до Благовещенска. Несмотря на то, что ОАО «Экспресс Приморья» выполняет важнейшую социальную функцию по перевозкам населения в пригородном сообщении, компания в 2012 году получила убыток по перевозочной деятельности в размере 700 млн рублей. Недофинансирование перевозок приводит к формированию дефицита денежных средств, росту накопленной задолженности ОАО «Экспресс Приморья» перед ОАО «РЖД».

— Между тем, впервые с момента создания компании достигнуты положительные договоренности с администрацией Приморского края?

— Да. Впервые за семь лет Приморским краем начата компенсация выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки. Поскольку решение о субсидировании и порядок предоставления компенсации были приняты субъектом только в ноябре 2012 года, объем финансирования выпадающих доходов перевозчика составил 19,8 млн рублей.

В 2013 году в качестве компенсации выпадающих доходов в бюджете Приморского края предусмотрено 104,9 млн рублей, что составляет 28% от убытков компании от перевозочной деятельности на территории Приморского края.

— Тем не менее, несмотря на непростую ситуацию, компания стремится к развитию.

— Действительно, уже намечены основные задачи: мы поэтапно увеличиваем долю на рынке пригородных пассажирских перевозок и пытаемся выработать оптимальную тарифную политику в области перевозок пассажиров в пригородном сообщении совместно с субъектами Российской Федерации.

С 2012 года на полигоне деятельности компании внедряется автоматизированная система управления пригородным пассажирским комплексом (АСУ ППК), позволяющая в режиме реального времени осуществлять контроль и анализ продажи проездных документов в пригородные поезда. С 2013 года на базе АСУ ППК планируется реализовать возможность приобретения проездных документов через Интернет. Так, на станциях Владивосток, Вторая Речка, Угольная, Артем, Уссурийск были установлены билетопечатающие автоматы. Уже за первый квартал 3,5% билетов продано через БПА. На отдельных станциях (Артем) эта доля превышает 10%. Планируется увеличить долю продаж проездных документов через БПА до 15%.

В 2012 году совместно с администрацией Владивостока реализован проект «Городская электричка» по маршруту Владивосток – Мыс Чуркин – Владивосток. Теперь пассажиры за 20 минут добираются из центра города в Первомайский район. Так называемое наземное метро очень востребовано: средняя заполняемость вагонов электропоезда ежедневно превышает 80%.

В первом квартале 2013 года начата реализация проекта мультимодальных пассажирских перевозок с использованием автобусов и пригородных электропоездов на маршруте Владивосток – Артем – Владивосток. В поездах повышенной комфортности «Уссурочка» и «Приморочка» установлен беспроводной доступ к сети Интернет – Wi-Fi. Так что, несмотря на трудности, мы нацелены на дальнейшее повышение качества обслуживания пассажиров. Как видите, задачи перед нами стоят большие, и без помощи администрации субъекта РФ просто не обойтись.

ОАО «Экспресс Приморья» (дочернее зависимое общество холдинга «Российские железные дороги») начало осуществлять хозяйственную деятельность на «Дальневосточной железной дороге» в Приморском крае с 1 сентября 2005 года. 51% акций уставного капитала компании принадлежит ОАО «РЖД», 49% – администрации Приморского края.

С 1 апреля 2009 года компания работает в качестве самостоятельного перевозчика пассажиров и багажа в пригородном железнодорожном сообщении. С 2011 года полигон деятельности компании расширен до Хабаровского края, Еврейской автономной области («Дальневосточная дорога») и Амурской области («Забайкальская дорога»).

В 2008 году ОАО «Экспресс Приморья» отправлено 16 млн пассажиров. В 2009 году эта цифра снизилась до 11 млн человек. 2010 и 2011 годы удержали планку в 12 млн человек. В 2012 году опять наметился спад – 10 млн человек. При этом по территории Приморского края в 2012 году перевезено 8,2 млн человек.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика