Железнодорожники, портовики, рыбаки обсудили во Владивостоке проблемы отправки тихоокеанской рыбы в центральные субъекты России
Во Владивостоке под председательством заместителя начальника дороги по Владивостокскому региону Сергея Рябова прошло заседание рабочей группы Дальневосточного межрегионального координационного совета «Организация взаимодействия малого и среднего бизнеса в вопросах перевозке рыбы в 2013 г.». В нем приняли участие работники ДВЖД, представители правительства Приморского края, рыбных портов, грузоотправители, собственники изотермического подвижного состава, передает ДВ – РОСС со ссылкой на службу корпоративных коммуникаций ДВЖД.
Поводом для проведения заседания послужило значительное снижение объемов предъявления рыбы к погрузке на ДВЖД и предстоящая путина, которая может привести к обострению проблем в сфере поставки тихоокеанской рыбы на внутренний рынок железнодорожным транспортом.
Как отметил заместитель начальника ДВЖД по Владивостокскому региону Сергей Рябов, в нынешнюю летне-осеннюю путину, по прогнозам ученых, ожидается хороший улов тихоокеанских лососей. Со стороны железной дороги предпринимаются необходимые меры для увеличения уровня погрузки. Продолжается организованная отправка ускоренных поездов с рыбной продукцией. С начала года отправлено 8 таких составов с более чем 13 тыс. тонн морских биоресурсов. Подача подвижного состава производится в строгом соответствии с заявками клиентов. Более того, в 2013 году продлены введенные ранее исключительные тарифные условия на перевозку рыбы в виде понижающего коэффициента 0,92.
Несмотря на предпринимаемые действия, объемы предъявления рыбы к погрузке продолжают снижаться. За период с января по май 2013 года со станций Владивостокского региона свежемороженой рыбы отправлено на 12,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в рефсекциях и термосах — на 18,2% ниже уровня 2012 года, в рефрижераторных контейнерах – на 2,1%.
Неблагоприятная ситуация складывается из-за отсутствия отлаженной системы сбыта рыбы и недостатка складских помещений для хранения мороженой рыбы в период путины. В том числе, крупная в прошлом рыбопогрузочная станция Находка практически утратила свое значение на рынке из-за демонтажа холодильного оборудования. Погрузка снизилась до минимума, в итоге большая часть улова уходит на экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион. Причем эта тенденция характерна не только для Находки. По данным начальника отдела развития производства и инфраструктуры департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморья Сергея Отлетова, в 2012 году на российский берег для оформления поступило 1,6 млн. тонн рыбы. И фактически 1 млн. тонн ушло на экспорт. Корея и Китай платят больше за улов рыбакам, к тому же в портах этих стран развиты холодильные мощности для перевалки рыбы.
Как отметил заместитель гендиректора ООО «ДВ Порт» Андрей Ляшенко, не менее острый вопрос, затрудняющий отправку рыбы, связан с деятельностью контролирующих органов, а именно Россельхознадзора. «Ветеринарные инспекторы не работают в выходные. Нужно пересмотреть режим их деятельности, и в период путины ввести круглосуточный режим работы». Помимо этого, оформление необходимых документов производится только тогда, когда вся партия рыбопродукции, запланированная к отправке, погружена в рефсекции. Как отметил начальник станции Мыс Чуркин Вячеслав Ежов, если заявленный объем к погрузке превышает тоннаж поданного подвижного состава, приходится ждать следующую партию вагонов. В итоге происходит простой подвижного состава, который занимает полезные емкости путей. Этот момент может стать критическим в пик перевозок. По словам Вячеслава Ежова, в определенных случаях целесообразно проводить санитарный контроль рыбы еще на подошедшем в порт судне.
Еще одна немаловажная проблема – значительный износ рефрижераторного флота: рыбная продукция зачастую приходит не промороженная, в итоге выгрузка происходит на склад для доморозки, вследствие чего подвижной состав по фронту вынужден простаивать в ожидании погрузки. К тому же в период путины трейдеры не торопятся покупать улов в ожидании падения цены на лососевые из-за переизбытка рыбы.
Как следствие, происходит снижение уровня погрузки рыбы в рефрижераторный подвижный состав для ее транспортировки в центральные регионы страны. Данный факт приводит к снижению доходов РЖД и владельцев изотермического подвижного состава, непроизводительному простою ИПС, преждевременному износу и списанию, а также росту тарифов в период путины.
Несмотря на неблагоприятную ситуацию и убытки, собственники рефрижераторного подвижного состава предоставили достаточное количество вагонов для вывоза дальневосточных морепродуктов на внутренний рынок в нынешнюю путину. «В данный момент на ДВЖД дислоцировано более 40 рефрижераторных секций и 100 ИВ-термосов нашего парка», — сообщил и.о. генерального директора ОАО «Рефсервис» Александр Вильнов. Кроме того, в пик путины на ДВЖД будет предоставлен дополнительный парк.
В итоге на заседании была отмечена необходимость принять меры по улучшению ситуации с погрузкой рыбы, в том числе по взаимодействию с Россельхознадзором: при сертификации рыбы сократить время досмотра и выдачи документов; организовать круглосуточную работу инспекторов отдела технического надзора на транспорте; разрешить делать акты первичного досмотра сотрудникам ОНТ на судне, не дожидаясь полной выгрузки по коносаменту (документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу).
Решено рекомендовать грузоотправителям: увеличить объемы перевозок рыбопродукции в ускоренных рефрижераторных поездах в июне – ноябре 2013 года; для своевременного обеспечения подачи подвижного состава под погрузку ежемесячно предоставлять информацию о прогнозируемых объемах предъявления рыбы к перевозкам на следующий месяц; рассмотреть возможность заключения долгосрочных договоров на перевозки рыбы с собственниками подвижного состава по согласованным в течение года «тарифным коридорам», рассмотреть возможность долгосрочного кредитования железнодорожных перевозок и закупа рыбы. Отмечено, что необходимо уделить особое внимание созданию благоприятных условий для погрузки и перевозки рыбы от борта корабля до конечного потребителя, устранению барьерных мест.
Начальник ДТЦФТО Максим Белоусов выразил надежду, что многие из поставленных задач совместно со всеми участниками рынка и представителями власти будут решены в максимально короткое время, благодаря чему во время путины на внутренний рынок железнодорожным транспортом будет поставлено большее по сравнению с прошлым годом количество качественной тихоокеанской рыбы.
Добавить комментарий