Авиационная безопасность: что изменилось для пассажиров
В 2012 году было пресечено около 48 тысяч попыток проноса на борт самолетов запрещенных к перевозке предметов и веществ, в том числе изъято более 5 тысяч единиц огнестрельного и холодного оружия, более 55 килограммов взрывчатых веществ, около 4,4 тонн ядовитых и опасных веществе, 17,1 тысячи единиц боеприпасов. Такие данные в ходе состоявшейся в Москве конференции «Авиационная безопасность: 40 лет на службе гражданской авиации РФ» привел Владимир Черток, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Эти данные, по словам Чертока, подтверждают эффективность обеспечения авиационной безопасности и необходимость предполетного досмотра, передает ДВ-РОСС.
Самостоятельное структурное подразделение, главной функцией которого является защита гражданской авиации от попыток угона, террористических атак и других преступных посягательств, появилось в нашей стране ровно сорок лет назад – в июле 1973 года. С тех пор, отметил Черток, пройден большой путь: «от ручного, так называемого тактильного досмотра до современных средств контроля опасности жидкостей в герметично закрытых емкостях, металлоискателей, интроскопов, сейф-скаутов, исключающих необходимость снятия верхней одежды, и ратиопластин, исключающих снятие обуви для досмотра, и многого другого».
«Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте и Стратегия развития транспорта на период до 2030 года поставили перед нами новые серьезные задачи по повышению эффективности предотвращения актов незаконного вмешательства с учетом новых угроз, включая кибертерроризм», — подчеркнул замглавы Ространснадзора. Эти два документа, как было отмечено в приветствии участникам конференции от имени министра транспорта Максима Соколова, в полной мере отражают ответственность государства в вопросах обеспечения транспортной безопасности.
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте была утверждена правительством РФ в июле 2010 года. Ее цель — защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на различных видах транспорта, в том числе террористической направленности. В рамках программы проводится оснащение объектов транспортной инфраструктуры современными инженерно-техническими средствам обеспечения безопасности, создается система профессиональной подготовки специалистов в области транспортной безопасности, внедряется комплексная система информирования и оповещения населения на транспорте. Общий объем расходов в рамках программы на период до конца 2013 года — 46,7 млрд рублей.
Как подчеркнул Дмитрий Шамраев, руководитель представительства Международной ассоциации гражданской авиации (ИАТА) в России и СНГ, из всей массы пассажиров лишь небольшой процент представляет собой угрозу, поэтому перед службами транспортной безопасности сейчас стоит двоякая задача. С одной стороны, необходимо учитывать появление новых способов действий потенциальных террористов (жидкостные бомбы, попытки проноса взрывчатых веществ в теле человека и т.д.). С другой стороны, необходимо повышать комфортность прохождения досмотра для законопослушных граждан. ИАТА предлагает решать эту задачу, в частности, через инициативу «пункта досмотра нового поколения». Использование современных технологических решений (базы данных, анализ биометрических данных) позволяют довольно точно разделить пассажиров на несколько категорий. В категорию «известный пассажир» может входить часть путешествующих людей, не давших повода усомниться в своей законопослушности. Для такой категории предлагается ввести упрощенный досмотр. Категория «неизвестный пассажир» включает тех людей, о которых нет никаких данных – к ним применяется стандартная процедура досмотра. Третья категория – люди, на которых есть какая-либо информация у правоохранительных органов и спецслужб, пассажиров может ожидать углубленный досмотр. В России задачи оптимального оснащения пунктов досмотра и создания единой информационной системы решаются как раз в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
В целом же, по словам Шамраева, в мировом масштабе затраты на обеспечение авиационной безопасности достигают $8,4 млрд в год.
Добавить комментарий