За последние 50 лет море «съело» у Сахалина более 35 квадратных километров прибрежной земли
Как рассказал член рабочей группы «Морские берега» Совета по изучению Мирового океана РАН, старший научный сотрудник ИМГиГ ДВО РАН, кандидат географических наук Виктор Афанасьев, за последние 50 лет стихия «съела» более 35 кв. км побережья по всему Сахалину. Не боявшиеся моря японцы строили города и дороги на прибрежных террасах, которые сформировались 400-6000 лет назад. В настоящее время происходит их разрушение. К примеру, на побережье залива Терпения, где ещё несколько лет назад до дороги было 50 метров террасы, сейчас осталось пара метров, а где и вообще, откос дороги является береговым уступом, SAkhalinMedia.
— Именно поэтому был закрыт карьер Дудино-Советское в Долинском районе – песок там брали прямо с пляжа. Карьер закрыли, процесс немного стабилизировался, тем не менее, разрушение берегов продолжается. Порядка 15 км трассы Южно-Сахалинск – Оха на участке от Стародубского до Взморья находится под угрозой смыва в течение одного сильного шторма. Сильный шторм – и сообщение между югом и севером острова будет прервано, — говорит Виктор Афанасьев.
Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение, необходимо создать систему берегозащиты.
— У нас есть около сотни километров берегозащиты. Часть ее осталась еще от японцев, часть была возведена хозяйственным способом. В ближайшее время потребуется защита еще 28 км побережья, на которых живут люди и по которым проложены транспортные магистрали. На счету стихии уже есть жертвы. В 2010 году в результате шторма было нарушено 3,5 км дороги от Стародубского до Взморья. Тогда на одном из участков море практически смыло асфальт, и это привело к трагедии: разбилась машина с несколькими пассажирами, — сообщил ученый.
В 2005 году под угрозой затопления оказался поселок Взморье, в результате принята программа переселения жителей до 2015 года. Если людей можно переселить, трасса никуда не денется. В 2007 году был разработан проект укрепления на 104-109-м км дороги Южно-Сахалинск – Оха, однако его не осуществили в полном объеме — «протезом» пляжа удалось оснастить лишь 500 метров побережья (104,9–105,4 км), вместо пяти километров. Это несмотря на то, что ежегодно на этом участке тратятся десятки миллионов рублей на «аварийные» подсыпки. В настоящее время «Сахавтодор» в рамках старого проекта ведет работы по береукреплению еще 500 метров в районе 106-ого км.
По новым разработкам ученых, сплошной тип защиты берега не требуется. Если делать по старому методу, укрепления трассы от 105-ого км до 109-ого км обойдутся в 350 млн рублей, а если применить защиту лишь узловых точек пляжа – стоимость работ будет в два с лишним раза ниже.
Однако не все так просто. Система разработана только для определенного типа берега. На остальных участках, подвергающихся угрозе смыва, такая защита работать просто не будет.
— Там нужна разработка другой берегозащиты, которая основана на принципах изменения баланса наносов, сообщил Виктор Афанасьев. — Поэтому, как сказал губернатор Александр Хорошавин – «будут проблемы, будем заказывать проекты», не получится. Обоснование делается не год и даже не два. Такие решения требуют наблюдений в течение нескольких лет.
Не легче ситуация обстоит и с другими районами острова. Для западного побережья проекты защиты дорог разрабатывались, но построено ничего не было. Есть участки в Углегорске, Красногорске, других населенных пунктах, где в зоне риска находятся жилые строения.
Конечно, разрушается берегов гораздо больше, но защищать имеет смысл только там, где есть какие-то объекты. Чтобы представить скорость и масштабы, пробуренная скважина в районе Пильтуна оказалась в 40 метрах от воды, хотя изначально она строилась в глубине суши. На Чайво самая дорогая в мире берегозащита, правда, временная. Сейчас разрабатывается проект постоянного берегоукрепления.
— Если бы объекты отнесли метров на 20-25 вглубь суши, ни о какой берегозащите речи бы не было. А так — один км берегозащиты стоит около 1,5 млрд рублей, — сообщил Виктор Афанасьев. — В яблочко мы попали только с берегозащитой на тридцатикилометровом отрезке дороги перед Макаровым. Реконструкция автотрассы предполагала полное соблюдение нормативно правового процесса, поэтому без берегозащиты здесь просто никак нельзя было обойтись. Мало кто знает, что на этом участке у моря под дорогу было отвоевано несколько десятков гектаров акватории. В Сочи берегозащиту вот недавно смыло, а наша стоит. За последние несколько лет мы обосновали и спроектировали берегозащиты больше, чем вся остальная Россия, но и этого для нашего развивающегося региона, увы, недостаточно.
Добавить комментарий