На Сахалине начинается фестиваль документального кино о Владимире Высоцком
Прологом первого сахалинского фестиваля «Высоцкий. Спасибо, что документальный» стала встреча с его авторами. Напомним, организуют фестиваль центр социальных инициатив Сахалина и Курил, ассоциация участников президентской программы, творческое объединение «Ракурс» (Москва), взявшие на себя большую культурную миссию «на восток».
Режиссеры Александр Ковановский, Олег Васин и Игорь Рахманов (ТО «Ракурс») презентовали свои фильмы, которые сахалинцам предстоит увидеть в числе прочих в течение фестивальной недели 25-30 июля, коллекционер Сергей Алексеев (Одесса) — выставку уникальных снимков мгновений жизни Высоцкого, отобранных из 10-тысячного собрания, которая открыта в фойе «Самого лучшего кинотеатра».
В частности, фильмы О.Васина приоткрывают завесу пересечений Высоцкого с другими легендами эпохи: «Вратарь» — об истории песни, посвященной Высоцким уходу великого Льва Яшина из большого спорта, «Про друга закадычного» — памяти актера и режиссера Ивана Дыховичного, «Поэт и клоун» — о Леониде Енгибарове, которого называли «клоуном с осенью в сердце».
В рамках фестиваля состоится премьера «Гамлет» без Гамлета», которую А. Ковановский и И.Рахманов посвятили юбилею Юрия Любимова и театру на Таганке. Импульсом для фильма послужил спектакль «Владимир Высоцкий», идея которого родилась у лидера Таганки после безвременного ухода барда. Фильм, в который вошли уникальные репетиционные моменты, запечатлел труднейшую историю создания спектакля через «чудовищную машину сопротивления» на всех уровнях.
«Хотя у каждого из нас сформировался свой образ Высоцкого, здесь вы увидите живого Высоцкого, но незнакомого прежде. Нам был интересен человек в своем внутреннем самовыражении, вследствие чего она стал фантастически интересен своим согражданам. Все, что он успел сказать, сделать, перешагнуло границу 25 июля 1980 года и зазвучало без него», — сказал А. Ковановский.
При жизни барда на советском телевидении не случилось ни одного интервью с ним или концерта. Изыскания продолжаются, несмотря на прошедшие тридцать с лишком лет, и документалистам есть над чем работать. Ведь 95% киноматериалов о Высоцком создано за пределами России — от Германии до Мексики. Основной посыл — документалисты постарались дистанцироваться от комментариев, предоставив массу визуальных впечатлений, чтобы выводы об увиденном зрители сделали сами. Например, в «Гамлете с Таганской площади» нет авторского текста, Высоцкий сам рассказывает о театре. Так что не в пример советским временам Высоцкий наконец-то вне цензуры.
Александр Ковановский уверен: «Доживи Высоцкий до наших дней, многого в нашей стране не происходило бы или происходило бы по-другому. Думаю, не было бы такого тотального презрения к собственной душе, такой абсолютной деградации. И хотя история не терпит условного наклонения, едва ли бы Высоцкий изменился. Он оставался бы таким же «напильником» для Кремля, каким всегда был для советской номенклатуры. Нынешняя власть, прилюдно признаваясь в любви к Высоцкому, пытается лепить из него удобный для себя образ (веселый парень с гитарой, наркоман, мачо и т.д.), и будут другие фильмы типа «Спасибо, что живой». Но противоядие есть — он продолжает самостоятельно жить на сохранившихся магнитных пленках. У людей есть потребность в Высоцком. Он сумел прожить жизнь, ни разу не сфальшивив, став камертоном нравственности для нескольких поколений».
Марина Ильина.
Вратарь
Добавить комментарий