«Российские железные дороги» купили крупнейшую электросбытовую компанию Забайкальского края — Forbes
По словам собеседника Forbes, продажа доли объясняется «критической ситуацией» бизнеса: «Читаэнергосбыт» задолжал другим участникам цепочки производства энергии – генерирующим и сетевым компаниям, а банки отказывались предоставлять финансовые гарантии на суммы долга, как того требуют правила рынка электроэнергии. Сумму долга он не раскрыл, отмечает издание, но два других собеседника Forbes утверждают, что она достигает 400−500 млн рублей.
До прошлого года читинская компания приносила хорошие деньги, отмечает Forbes, напоминая, что выручка энергосбыта в 2011−м составила 7,3 млрд рублей, чистая прибыль – почти 60 млн рублей. Но в 2012 году прибыль рухнула в 10,6 раза, до 5,6 млн рублей, хотя выручка осталась на уровне. «Сделки как таковой не было – была передача акций в счет долга, так что цена компании для прежних акционеров равна нулю», — утверждает близкий к сторонам сделки источник Forbes. Теперь «Читаэнергосбыт» ждет реструктуризация, уверен он.
Основным кредитором сбыта была генерирующая ТГК-14, более 75% которой с прошлого года принадлежит РЖД через «Энергопромсбыт». В списке кандидатур в новый совет директоров и ревизионную комиссию «Читаэнергосбыт» четверо из 14 кандидатов – сотрудники входящих в РЖД компаний, знает Forbes. Кроме того, на рассмотрение совета директоров вынесено две крупные сделки по уступке права требования на сумму «не более 1,176 млрд рублей» между «Читаэнергосбыт» и двумя офшорами: Ivlet Group Inc. и EXARD SYSTEMS INC.
Ни структуры РЖД, ни ее менеджмент не покупали акций «Читаэнергосбыта», заявили Forbes представитель РЖД Анатолий Мещеряков и заместитель генерального директора ООО «Энергопромсбыт» Михаил Кантемиров. Однако Кантемиров сообщил, что между сбытовой компанией Читы и ТГК-14 (основным ее кредитором, долг свыше 150 млн рублей) существует соглашение о взаимодействии: «Мы войдем в совет директоров и поможем компании решать вопросы с перекредитованием и сохранением статуса гарантирующего поставщика (т.е. основного продавца. — Forbes) электроэнергии». По словам Кантемирова, сделка по продаже «Читаэнергосбыта» действительно идет и он предполагает, что вынесенные на рассмотрение совета директоров вопросы о переуступке прав на 1,2 млрд рублей — часть процесса купли-продажи, но РЖД к этому отношения не имеет. Представитель акционеров «Энергострима» от комментариев отказался.
Forbes отмечает, что госмонополия уже дважды инвестировала в энергетический бизнес, и оба раза были признаны неудачными.
Впервые вложиться в энергетику главу монополии Владимира Якунина убедил бизнесмен Григорий Березкин. Он несколько лет был советником Якунина, а сейчас входит в совет директоров РЖД. Однако РЖД купила одну из самых проблемных генерирующих компаний – ТГК-14. Из-за изношенности оборудования на станции случались аварии, в 2011 году ее чуть не отдали под внешнее управление, а в 2012−м за станцию пришлось вступаться бывшему губернатору Забайкальского края Равилю Гениатуллину – из-за высокой себестоимости производства он попросил для ТГК особый тариф. Тем не менее, РЖД повторно инвестировала в ТГК-14 в прошлом году, выкупив у компании Березкина ЕСН ее долю. Тогда Якунин утверждал, что инвестиция вынужденная и в ближайшее время РЖД найдет партнера либо продаст весь пакет в ТГК-14, напоминает издание.
РЖД вообще не очень удачно инвестирует в энергетику, и в случае с «Читаэнергосбытом» тоже сложно понять, зачем РЖД занимается непрофильным видом деятельности, рассуждает аналитик «ВТБ-капитал» Михаил Расстригин, слова которого приводит Forbes. Непонятна стратегия монополии: энергосбытовой сектор сейчас совершенно не прибыльный, однако конкуренция в нем высокая, и велик риск того, что потребителей у неопытного игрока уведут профессиональные сбытовые компании, а «Читаэнергосбыт» останется с проблемными абонентами, сообщает BigPowerNews.
Добавить комментарий