Владимир Путин призвал снять инфраструктурные ограничения для работы морских портов
20 августа, в Ново-Огарево прошло совещание о развитии портов Азово-Черноморского бассейна под председательством президента РФ Владимира Путина. В совещании принимали участие первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр транспорта Максим Соколов, советник президента Игорь Левитин, президент РЖД Дмитрий Якунин.
Президент РФ Владимир Путин, выступая на совещании, потребовал обеспечить конкурентоспособность тарифов и повысить уровень логистического сервиса в морских портах. «Это одна из критических компонент при работе портов сегодня в России. Часто наши грузоотправители обращаются к иностранным услугам именно в силу неразвитости логистики, именно в силу завышенных тарифов», — подчеркнул Владимир Путин, передает ДВ-РОСС со ссылкой на бюллетень «Морские вести России».
Далее президент напомнил, что в портах Южного федерального округа к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов достигнет 150 млн тонн. Это более чем в 2 раза превышает сегодняшние возможности. «Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе. Такие инфраструктурные ограничения сдерживают увеличение объёмов международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении.
По сути, то, о чём мы говорим, – это инфраструктурные ограничения роста в самой экономике. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные издержки. Для России это прямая упущенная выгода», — подчеркнул Владимир Путин.
При этом, по словам главы государства, потенциал дальнейшего масштабного наращивания мощностей крупнейших портов в этом регионе России, прежде всего Туапсе, Новороссийска, ограничен из-за целого ряда объективных факторов.
«Развитие, модернизация только двух этих портов не может в полной мере компенсировать серьёзный спрос на грузоперевозки в этом регионе Российской Федерации. Наша задача не просто снять имеющиеся инфраструктурные ограничения, но и создать достаточный резерв портовых мощностей. Это позволит сгладить пики сезонных нагрузок и минимизировать простои грузов, выстроить эффективные, конкурентные логистические схемы», — подчеркнул президент РФ.
Министр транспорта России Максим Соколов в свою очередь сообщил, что на порты Азово-Черноморского бассейна приходится треть всего грузооборота, однако их совокупная мощность практически исчерпана. По его словам, суммарно за 4 года грузооборот российских портов возрос на четверть и в прошлом году составил 565 млн тонн.
«При этом совокупный объем перевалки российских экспортных грузов в прошлом году составил 660 млн тонн и в портах сопредельных государств Балтии, мы сегодня видим это, обрабатывается порядка 100 млн тонн российских грузов. И это при том, что за последнее десятилетие эта доля практически в два раза сократилась», — сказал министр.
Он напомнил, что, согласно транспортной стратегии до 2030 года, доля портов сопредельных государств в перевалке российских экспортных грузов еще сократится более чем в три раза по сравнению с сегодняшним уровнем 2012 года «и достигнет где-то максимум 4% от всего потенциала грузов».
Министр отметил, что конкретно в портах Азово- Черноморского бассейна показатель объема перевалки грузов составляет практически треть от общего грузооборота, при том, что их пропускная составляет 260 млн тонн, из которых 68 млн тонн приходится на сухие грузы.
«Мы видим, что на сегодняшний день вся эта совокупная мощность практически полностью исчерпана. Более того, по данным последнего года, оборот составил даже чуть выше — 70 млн тонн, то есть уже за пределами пропускной способности», — подчеркнул Максим Соколов.
По его словам, в определенной степени качество этой перевалки упало и за первое полугодие данный показатель сокращается, при том, что «наливные грузы по-прежнему уверенно растут на 5%».
«Если исходить из экспертных оценок в отношении того, что дополнительный объем перевалки сухих грузов в портах Азово-Черноморского бассейна составит 150 млн тонн, то нам необходимо выстроить свою стратегию таким образом, чтобы полностью обеспечить возможность обработки этих грузов. При анализе перспектив развития портов Азово-Черноморского бассейна, а их всего 12, мы видим, что лишь три из них обеспечивают основной грузооборот», — сказал глава Минтранса.
В частности, по его словам, Новороссийский порт дает практически две трети – 66% — общего грузооборота в регионе, порт Туапсе — около 10%, Ростова-на-Дону — около 6%.
«Оставшиеся 9 портов обеспечивают, соответственно, всего лишь 17% от общего объема, и хотя у каждого порта есть определенные инвестиционные планы, существенных перспектив для их развития нет, поскольку большинство из них расположены либо в мелководных районах, либо в центре населенных пунктов, и это, конечно, серьезным образом затрудняет их дальнейшее развитие», — сказал министр.
По его словам «те планы, которые у нас есть по расшивке провозных способностей железной дороги на 65 млн тонн, и планы строительства портов Тамани, Новороссийска и Таманского терминала навалочных грузов до 2020 года полностью скорреспондированы».
«Что касается дальнейшего периода, то, конечно, в рамках бюджетного планирования за пределами 2020 года нам придется предусматривать средства на развитие, в первую очередь, железнодорожных подходов в целом к Краснодарскому краю. И это будет касаться всех трех проектов», — подчеркнул Максим Соколов.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что считает необходимым в рамках модернизации портов Азово-Черноморского бассейна сконцентрировать усилия на развитии таманской морской инфраструктуры.
«Тенденция увеличения грузопотока в этом направлении, безусловно, присутствует», — подчеркнул глава РЖД. По словам Владимира Якунина, в 2012 году в направлении Азово-Черноморских портов компания перевезла 62,4 млн тонн грузов, то есть на 11% больше по сравнению с показателем предыдущего года.
«Хотя мы здесь всегда придерживаемся правила перепроверки, и, скажем, у нас более консервативное представление о возможном объеме роста именно в сторону Тамани, но все равно это, безусловно, цифры, которые намного превосходят существующие возможности инфраструктуры», — отметил глава железнодорожного холдинга.
Он добавил, что «мы предполагаем, что к 2020-му году в этом направлении произойдет увеличение объема грузов минимум в 2 раза, то есть плюс 69,9 млн тонн. При этом общий объем грузов, перевозимых в направлении порта Тамань, достигнет 65 млн тонн.
По словам Владимира Якунина, для развития портовой инфраструктуры в этом регионе необходима синхронизация развития всей инфраструктуры.
«Речь идет, прежде всего, о необходимости модернизации и строительства двухпутных участков — от Котельниково до Тихорецкой с обходом Краснодара, потому что через Краснодар мы не провезем даже и более скромный объем грузов», — отметил глава РЖД.
По его словам, в компании согласны выводами Минтранса РФ о том, что развитие порта Новороссийска ограничено.
«Может быть, здесь в большей степени стоит сосредоточиться на развитии как раз таманской морской инфраструктуры», — сказал Владимир Якунин.
Глава РЖД сообщил, что для перевозки заявленных грузов необходимо в общей сложности инвестировать 166 млрд рублей до 2020 года.
«Из них 72 с небольшим млрд рублей присутствует сегодня в долгосрочной инвестиционной программе ОАО «РЖД», а вот 88 млрд — это те деньги, которые должны прийти из ФЦП», — сказал он.
По мнению Владимира Якунина, наиболее сложным объектом в этом проекте является электрификация железнодорожной инфраструктуры на Таманском полуострове.
«Мы сами уже ведем переговоры с Федеральной сетевой компанией, вроде бы они подтверждают, что у них есть планы по созданию мощностей, которые обеспечат эту электрификацию», — сказал глава железнодорожного холдинга.
Добавить комментарий