РОССИЮ ВПЕРВЫЕ ПРИГЛАШАЮТ ВО ВНОВЬ СОЗДАВАЕМУЮ МЕЖДУНАРОДНУЮ РЕГИОНАЛЬНУЮ ТИХООКЕАНСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
— Виктор Лаврентьевич, несколько слов о предыстории форума. Он ведь проводился впервые?
— Полтора года назад, в июне 2008 года в Сиднее премьер-министр Австралии Кевин Рад выдвинул идею создания новой региональной организации – Азиатско-Тихоокеанского сообщества (Asia Pasific Community). Она должна, по его мнению, быть призванной способствовать поиску ответов на те многочисленные вызовы, которые возникают в процессе быстрого развития региона, его глубокой социально-экономической, политической и культурной трансформации.
И сам премьер-министр, а ещё в большей степени его специальный посланник Ричард Вулкот в течение многих месяцев приложили большие усилия для пропаганды этой идеи среди политических деятелей и учёных, чиновников и журналистов, предпринимателей и банкиров. Только в этом, 2009 году К. Рад излагал своё видение Азиатско-Тихоокеанского сообщества (АТС) на азиатском форуме по безопасности «Диалог Шангри-ла» в Сингапуре (май), на Восточноазиатском саммите в Бангкоке (октябрь) и на встрече лидеров стран АПЕК в Сингапуре (ноябрь). За это же время Р. Вулкот посетил более 20 стран, встретился с более чем 300 лицами, в том числе с более 30 министрами, а также 8 главами государств и правительств.
— Инициатива Кевина Рада нашла поддержку?
— У неё оказались как сторонники, так и активные противники. Но в целом идея нашла живой отклик в разных уголках региона. Это и позволило премьер-министру Австралии сделать второй шаг: собрать представительный научно-практический форум, призванный чётко обозначить плюсы и минусы, сильные и слабые места идеи АТС. Идея жива, если она становится предметом дискуссии. В этом Рад оказался на 100 процентов прав.
На форум в Сиднее собралось немало известных лиц, политиков. Среди активных участников – бывший президент Филиппин Фидель Валдес Рамос, бывший премьер-министр Южной Кореи Хан Сон Су, депутаты парламентов, высокопоставленные дипломаты, руководители и ведущие специалисты исследовательских центров многих государств региона. Сопредседателями конференции выступили директор ведущего в Австралии аналитического центра по внешней политике, Института международной политики Лоули М. Уэсли и президент Организационного комитета Международного университета Тривьет (Вьетнам) Тон Ну Тхи Нин.
— Такое широкое представительство имело свою цель?
— Соединение в одной аудитории теоретиков и практиков, учёных-экспертов и действующих политиков позволило определить формат конференции как «полуторный маршрут» (11/2 track) и придать обсуждению живость, непосредственность и остроту.
Несколько экспертов представляли Европу и делились опытом создания Европейского сообщества. Забегая вперёд, заметим, что этот опыт большинство участников конференции посчитало для АТР неприемлемым: слишком велики различия в истории, культурных традициях, социально-экономическом и политическом положении, географии двух регионов, чтобы брать на вооружение опыт Европы.
— Что же стало предметом дискуссии?
— Конференция началась с приёма, данного в честь участников министром иностранных дел Австралии Стивеном Смитом. В выступлении главы МИДа, ставшим, по сути первым докладом конференции, были обозначены основные мотивы, побудившие нынешнее австралийское правительство активно развивать инициативу по созданию АТС: обеспокоенность перераспределением сил в регионе, вызванных стремительным ростом мощи Китая и Индии, попытки ряда азиатских государств выдавить из региона ближайшего союзника Австралии – США, неэффективность действующих организаций в борьбе с существующими вызовами. Смит выразил уверенность, что АТС «будет способно объединить все крупные страны региона в рамках единого форума на уровне лидеров государств с намерением усилить сотрудничество в области экономики, политики и безопасности». Замечание Смита о «крупных странах региона» стало в ходе конференции одним – но не единственным – из раздражителей для участников из «некрупных» стран, преимущественно из Юго-Восточной Азии.
Сама конференция открылась речью премьер-министра Австралии Рада, в которой он в очередной раз изложил свою концепцию и уточнил некоторые её положения. По его мнению, существует несколько обстоятельств, которые убеждают в необходимости создания новой региональной организации. Первое – высокий динамизм региона, который не только является локомотивом мирового экономического роста, но и обрёл огромную стратегическую значимость. Второе – рост взаимозависимости государств внутри региона, и не только экономической. Им совместно приходится решать множество проблем, порождаемых изменением климата и загрязнением окружающей среды, бороться со стихийными бедствиями, эпидемиями и транснациональными преступными группировками. Третье – назревание целого ряда новых и обострения старых вызовов и проблем, от несбалансированного экономического роста и распределения природных и энергетических ресурсов до нерешённых территориальных споров и нелегальной миграции.
Как полагает премьер Австралии, мы не должны сидеть, сложа руки, в ожидании этих вызовов и рисков, а «сами и совместно конструировать наше будущее». Ни одна из существующих в АТР межправительственных организаций не объединяет все страны региона и не занимается решением всего комплекса существующих и назревающих проблем. По его мнению, новой организации должны быть присущи следующие черты:
1. В неё должны войти все ключевые государства, формирующие регион, в том числе все великие державы: США, Китай, Индия, Япония, Россия.
2. Организация должна быть способна обсуждать все важнейшие вопросы региона – политические, экономические и стратегические.
3. Организация должна действовать на принципах прозрачности и доверия и благоприятствовать развитию сотрудничества.
4. АТС должна проводить встречи на уровне лидеров государств.
Оптимальным вариантом, с точки зрения Кевина Рада, была бы постепенная трансформация в АТС одной из уже существующих в регионе организаций – АПЕК (Asia-Pacific Economic Cooperation – APEC), регионального форума Ассоциации государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН – АРФ или Восточно-Азиатский саммит (ВАС).
Наиболее критичными для сторонних оценок положениями концепции Рада стали его мысли о ключевой роли в АТС мировых держав. Большинство участников, прежде всего из стран АСЕАН, усмотрели в этом прежде всего угрозу ущемления их интересов, как и подрыв нынешней ведущей роли АСЕАН в процессах регионализма в АТР. Сегодня именно АСЕАН определяет порядок и образ действия таких региональных структур, как АРФ и ВАС, не говоря уже о всех АСЕАНовских форматах. Настойчивое стремление Австралии ввести в региональные структуры своего ближайшего союзника – США тоже не вызывает у них большого энтузиазма, хотя с открытым противодействием не сталкивается.
— А как отнеслись к присутствию нашей страны?
— Про Россию, в общем-то, никто, кроме австралийцев (которые, скорее всего, вспоминают её лишь потому, что желают смягчить своё предложение в поддержку США) и китайцев, так и не вспомнил.
Между тем, как мне представляется, практически незамеченной осталась подоплёка этого предложения Рада: его стремление усадить за один и постоянный стол переговоров ключевых игроков, чьи интересы в регионе во многом пересекаются. Сегодня они, как сказал премьер-министр Австралии, «живут в гармонии», но «история должна нас предостерегать, что мир, гармония и согласие – это не есть что-то предопределённое и неизбежное для нашего региона» и «общая безопасность должна создаваться самими государствами, движимыми общей целью».
Никогда ранее Россию изначально не приглашали в организации, создававшиеся в Азии или на Тихом океане. Уже одно это обстоятельство само по себе требует внимательного отношения к инициативе австралийского премьер-министра со стороны Москвы и особенно – Дальнего Востока России.
Сергей СЕМЁНОВ
Добавить комментарий