Юбилей: от курсанта ВМУ — до министра морфлота СССР
Сегодня 80 лет со дня своего рождения отмечает Юрий Михайлович Вольмер, последний советский министр морского флота СССР.
Практически вся его жизнь связана с морем, с Приморским краем. Здесь он стал в 1952 году курсантом Владивостокского высшего мореходного училища, а затем прошёл ступени от четвёртого до старшего помощника капитана на судах Дальневосточного морского пароходства. В 1966 году его утвердили капитаном танкера «Аракс». Уже через три года был выдвинут на управленческую работу. И с 1975 года возглавил Приморское морское пароходство.
Затем годы учёбы в Академии народного хозяйства СССР и назначение в 1980 году начальником Дальневосточного морского пароходства, одной из крупнейших транспортных компаний мира. И через шесть лет — новое повышение: Юрия Михайловича Вольмера назначают министром морского флота СССР.
На этой должности он трудился вплоть до разрушения в 1991 году СССР.
Коммунист, депутат Верховного Совета СССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак почёта» и других высоких правительственных наград.
Вот как по просьбе ДВ-РОСС вспоминает те годы корреспондент газеты «Дальневосточный моряк» Владислав Лоскутов, проживающий ныне в Москве: «В конце декабря 1980 года накануне Нового года я зашел в НИИ Дальморниипроект к зам. директора В.П.Бянкину (длительное время до этого он был начальником Дальневосточного пароходства). У него на столе лежал ворох телеграмм, писем со всех краев света с поздравлениями: «Президенту ФЕСКО…» Они были из стран и портов, с которыми пароходство было связано международными линиями ФАЛ, ФНЛ и другими, созданными при Валентине Петровиче.
То есть, эти приветствия не были адресованы ни Ю.И.Островскому, занимавшем этот пост с 1977 года, ни тем более Ю.М.Вольмеру, только что принявшему бразды правления пароходством в свои руки.
Валентин Петрович пояснил моё удивление.
— Да, вот только что принесли… Я же непосредственно вел работу с зарубежными компаниями, партнерами. Меня помнят, знают и вот по инерции шлют. …После меня пришел Юра, ничего у него, к сожалению, не получилось… Сейчас еще одного Юру назначили, дай бог, чтобы пароходство при нём получило дальнейшее развитие… Я с уважением отношусь к нему, и хорошо знаю и ценю его профессиональные качества, как моряка и руководителя. Кстати, на ответственном посту начальника Приморского пароходства он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. …А то, что мне присылают поздравления, я не тщеславен и отношу эти слова приветствия исключительно в адрес коллектива пароходства. Это ведь доверие, надежда на стабильное сотрудничество. Если наши партнеры узнают, что у нас за три года сменили два начальника при неуверенной работе флота, не исключено, этого доверия будет меньше. И опять придётся начинать все сначала, а это очень-очень трудно…
Вот в такое время принял Юрий Михайлович Вольмер ДВ пароходство. Наступила очередная пятилетка так называемого застоя. Это было еще и время, когда Запад из-за ввода советских войск в Афганистан всячески пытался блокировать и свертывать сотрудничество в области экономики и торговли.
И надо сказать, при Юрии Михайловиче Вольмере пароходство, флот, порты, судоремонтные заводы получили новый глоток воздуха. Продолжалось укрепление международных линий, контейнерных перевозок. Была создана новая контейнерная линия ФНЗЛ (ФЕСКО-Новая Зеландия); обновлялся пусть и не в необходимом объеме флот, в том числе пассажирский. А после поступления в его состав теплохода «Александр Пушкин» расширилось сотрудничество с компанией СTС (чартер трэвел компании); увеличивался объем грузоперевозок, росла валютная выручка. И, конечно, работа каботажных судов, как всегда, проходила в соответствии с планами и заданиями».
В настоящее время Дальневосточное и Приморское морские пароходства — частные компании, главныые задачи которых — приносить прибыль своим владельцам. Вся социальная структура, созданная поколениями дальневосточных моряков и высокопрофессиональных управленцев, оказалась не нужна новоявленным хозяевам: собственные музеи, библиотеки, дворцы культуры, дома отдыха, детские сады, пионерские лагеря, газеты — всё это было выброшено на произвол судьбы и осталось без должного финансирования, как непрофильные активы.
И можно только догадываться, какую горечь испытывает сегодня быший начальник морских пароходств и бывший министр морского флота СССР, отдавший все силы на формирование мощных транспортных компаний и создание их социальной инфраструктуры, ныне лежащей в руинах.
Тем не менее, с юбилеем Вас, Юрий Михайлович, здоровья и оптимизма Вам! Ваше дело ещё вернётся в честные руки! В том числе и в Приморском крае.
В.Фёдоров, ДВ — РОСС
На снимке: Юрий Михайлович Вольмер.
Фото бывшего корреспондента газеты «Дальневосточный моряк» Владислава Лоскутова.
Добавить комментарий