С ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ СПРОСЯТ ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ
В выступлениях докладчиков подчеркивалось значение складывающихся научно-образовательных центров как важных ресурсов формирования инновационной среды регионов и их социально-экономического развития. Уровень достижения поставленных задач, по мнению авторов концепций, должен соответствовать международному, и только такой результат может отвечать статусу федеральных университетов. Было также отмечено, что организационный этап является наиболее сложным во всем процессе их формирования и что без поддержки Минобрнауки завершить оформление юридических документов в отведённый президентом трёхмеячный срок будет трудно.
За представлением концепций последовало обсуждение, в котором участвовали ректоры вузов, чиновники Минобрнауки, представители региональной власти и полпреды Президента РФ в федеральных округах. Концепции были в целом одобрены. Прозвучали вопросы и предложения, касающиеся подключения к процессу создания ФУ руководства регионов, развития сотрудничества формирующихся федеральных университетов с научно-исследовательскими академическими структурами, введения новых методов управления, наличия комфортных условий для развития направлений разного профиля в рамках одного образовательного учреждения. Выяснилось, что власть в субъектах РФ не остается в стороне. Её представители, как и полпреды президента, приняли участие в разработке концепций, а сейчас вносят свою лепту и в подготовку программ федеральных университетов, следя за тем, чтобы их деятельность соответствовала планам развития территорий.
Заместитель руководителя Минобрнауки Александр Хлунов указал, что намеченные задачи университетов следует более детально, нежели в концепциях, отразить в их программах. По его мнению, там «должны быть четко прописаны конкретные результаты по целому ряду показателей, которые планируется достичь к установленным срокам. На основании оценки достижений по этим показателям в дальнейшем можно будет судить об успешности реализации программ и эффективности управления вузами». Было также предложено конкретизировать и «прописать» источники финансирования проектов федеральных университетов, поскольку это особенно важно в период кризиса и в условиях региональной деятельности. Финансовая поддержка, по словам присутствовавших на заседании представителей субъектов РФ, уже предусмотрена в бюджетах регионов.
Волновала участников заседания и проблема сохранения уровня преподавания в базовых вузах после их слияния с более слабыми образовательными структурами. Было высказано мнение о том, что не следует сразу «перемешивать» преподавательские коллективы базовых вузов и вновь подключенных к ним институтов и университетов. Интеграция должна быть последовательной, с сохранением лучшего и постепенной «санацией» всего, что может повредить образу нового высокостатусного образовательного учреждения. Особое внимание при обсуждении концепций выступавшие уделили публичной оценке деятельности федеральных университетов, сообщает «Поиск». В числе предложений – создание авторитетных экспертных советов, проведение независимого аудита, ежегодная публикация достигнутых результатов на сайтах.
В конце обсуждения глава Минобрнауки Андрей Фурсенко напомнил присутствующим о значении проекта, предпринятого по инициативе руководства страны, и сложностях, связанных с его осуществлением. Он отметил, что управлять такими мощными научно-образовательными комплексами, как федеральные университеты, должны опытные специалисты-менеджеры. «Спрос будет особый, поэтому и цена ошибки очень велика», – подчеркнул министр, не исключив возможности лишения вуза его высокого статуса ФУ в случае «провальной» деятельности. «Жёсткие сроки и требования установлены, и они должны неукоснительно соблюдаться», – подчеркнул министр.
О том, какими темпами успевают осваивать выделенные им средства ранее созданные Южный и Сибирский федеральные университеты, сообщил в своем докладе о реализации нацпроекта «Образование» замглавы Рособразования Евгений Бутко. К 3 декабря финансы из федерального бюджета, перечисленные в мае, были освоены Сибирским федеральным университетом более чем на 90%, Южным – почти на 44%. В докладе были названы и объёмы освоения денег, выделенных на создание сети национальных исследовательских университетов. По данным электронного мониторинга, на контрольную дату 3 декабря реализовано 3% перечисленных в октябре федеральных финансов и 22% от общей суммы софинансирования за счёт средств, привлекаемых вузами. Евгений Бутко также доложил, что в ноябре руководителем Рособразования утвержден сетевой график плана мероприятий Минобрнауки по созданию новых федеральных университетов в четырех округах РФ.
Завершая заседание, Андрей Фурсенко дал в целом положительную оценку работе российской системы образования в уходящем году. «Создан хороший задел на будущее, – подытожилд министр. – Запланированные структурные изменения способны обеспечить на следующем временном этапе новое качество системы общего и профессионального образования страны».
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Добавить комментарий