Выставку шумовых аппаратов первой половины XX века откроют во Владивостоке
Шумовые инсталляции, выполненные по чертежам эпохи авангарда, и новые объекты, разработанные специально для Владивостока коллективом «Музыкальной лаборатории композитора» Петра Айду, превратят молодое выставочное пространство центра «Заря» в лабораторию «театра шумов». В интерактивном пространстве экспозиции каждый желающий сможет самостоятельно повторить звуковые опыты авангардистов и придумать новые шумовые симфонии, извлекая из экспонатов звуки метели, дождя, грома, конных экипажей, пулеметной очереди, пения сверчка, стрекота кузнечика, чердачных скрипов, трепета парусов и других природных, батальных и индустриальных шумов, сообщается в анонсе выставки.
В европейской культуре музыка и шум традиционно противопоставлены друг другу как порядок и благозвучность в оппозиции хаосу и дисгармонии. Лишь в ХХ веке, когда повседневная жизнь человека наполнилась огромным разнообразием новых, неожиданно мощных по силе, громкости и выразительности шумов, они впервые обрели право на автономное художественное значение.
От футуристов, Сати и Кейджа, до индастриал, техно и современных форм саунд-арта протянулась история шума как нового звукового языка. Российские художники, режиссеры и музыканты оказались в авангарде этого процесса (Авраамов, Каменский, Эйзенштейн, Вертов и другие). Среди них были и малоизвестные даже искушенным исследователям изобретатели шумовых машин. Рассматривая шум как важный элемент драматургии спектакля, А. Петров, В. Попов, Г. Волынец и другие конструкторы и, зачастую, театральные актеры в своей основной ипостаси, создавали целые шумовые ансамбли, способные реалистично передать самые разные звуковые явления. С приходом в театр и кино записанного звука эти эксперименты остановились.
Сегодня благодаря участникам «Музыкальной лаборатории» богатейшую палитру акустических шумов можно изучить в прямом взаимодействии с реконструкциями звуковых машин начала-середины XX века. Инсталляции, созданные в рамках проекта, призваны жить в качестве инструментов активного взаимодействия со зрителями-слушателями, отзываясь на разные типы звукоизвлечения и комбинации.
Демонстрация шумовых аппаратов в выставочном пространстве открывает их неожиданный художественный потенциал – внутри экспозиции каждая машина приобретает качество современной саунд-скульптуры, а топографическое расположение объектов создает среду шумовой лаборатории. Так, свойственное для прошлого века оформление театральных/кинематографических сцен оборачивается в новом контексте драматургией звука в пространстве. Выставка предстает тотальной звуковой инсталляцией, в пространстве которой каждый гость имеет возможность стать творцом собственной звуковой среды, найти аккомпанемент природным стихиям в индустриальном ландшафте, и услышать за мирным скрипом входной двери ружейные выстрелы и лязг танков.
Петр Айду, автор и руководитель проекта
Евгения Воробьева, продюсер
Елизавета Равдель, архитектор выставки
Константин Дудаков-Кашуро, соавтор, научный консультант
Выставка будет открыта с 6 сентября по 31 октября в выставочном зале центра современного искусства «Заря» (проспект 100 лет Владивостоку, 155, остановка транспорта «Заря»), вход свободный. Понедельник – четверг, 12:00 – 20:00. Пятница – воскресенье, 11:00 – 22:00.
Добавить комментарий