ЗАМПРОКУРОРА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ОТРИЦАЕТ СВОЮ ПРИЧАСТНОСТЬ В ИЗНАСИЛОВАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ХАБАРОВСК, 22 декабря, ДВ — PОСС. В Хабаровске, как и в любой провинциальной столице, есть краевая прокуратура и при ней краевое Следственное управление СКП РФ. С некоторых пор эти сообщающиеся органы, как вздорные супруги, открыто не любят друг друга. Когда 25 сентября сотрудники СУ СКП по Хабаровскому краю нагрянули с обыском в краевую прокуратуру (беспрецедентный случай), народ подумал, что большего скандала быть не может. Однако прошло совсем немного времени, и в начале декабря случился новый, куда более выразительный «правовой парадокс».
Как сообщает газета «Комсомольская правда», в воскресенье, 6 декабря, в три хабаровских отделах милиции поступили сигналы об изнасилованиях трех девочек-школьниц (двум по 15 лет, а одной и вовсе 14). Заявления родителей сошлись в одной точке. Выяснилось, что преступления совершены в одной и той же машине, потом — в одной и той же квартире, в одно и то же время и, что характерно, одним и тем же лицом. Когда опера примчались по адресу, они увидели модного интерьера квартиру со следами легкого бардака — не допит коньяк, разбросаны вещи. В квартире одиноко и мирно спал человек. Потерпевшие признали в нем насильника, которого милиционеры тут же задержали. Обидчиком малолеток оказался заместитель прокурора Нанайского района Хабаровского края 29-летний Виктор Басов.
ЛЕГКОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ
Девчонки плакали, размазывая остатки косметики и пряча свежие синяки. Мамы, отвечая на вопросы следователей, едва справлялись с горем и шоком. Припертый уликами, Басов бубнил, что групповушка с малолетками, да, была, но без изнасилования! Никто никого не принуждал. Якобы школьницы легкого поведения «обслужили» взрослого дядю на добровольной основе.
Тем не менее, доследственная проверка скоропостижно перетекла в уголовное дело по статьям «изнасилование» и «насильственные действия сексуального характера». Казалось, все, попался зампрокурора, от возмездия не уйти.
Если бы так! Не успело общество порадоваться оперативности следственных действий, как надзорный орган — прокуратура Хабаровского края в лице краевого прокурора Виталия Каплунова — отменил свежевозбужденное уголовное дело. А заместитель краевого прокурора Лидия Дьяконова вынесла постановление об освобождении Басова В. В. И, возможно, прокурор-педофил (или, хуже того, прокурор-насильник) Виктор Басов, отсидев за решеткой считанные часы — в 5.00 его задержали, в 13.00 уже отпустили, — как ни в чем не бывало, вышел на свободу.
НОЧЬ, УЛИЦА, МОРОЗ, МАШИНА
Читаю решение «Об отмене незаконного постановления». «Согласно медицинским исследованиям, — пишет краевой прокурор В. Каплунов, — у потерпевших имеются телесные повреждения — кровоподтеки, разрывы слизистой оболочки. Не выяснен вопрос, могли ли данные повреждения образоваться от поцелуев Басова В. В., силового воздействия или от добровольного вступления в половые сношения. Однако при изучении материалов установлено: ни одна из потерпевших не указывает на то обстоятельство, что Басов В. В. применял к ним насилие».
Я точно знаю, что это вранье.
Потому что читаю прокурорскую бумагу уже после разговора с 15-летней Надеждой (имена девушек изменены).
Надя одета по-взрослому — шубка, модные сапоги. На щеке синяк. Личико без косметики. Взгляд — мимо собеседника, в одну точку.
— Утром в воскресенье, — рассказывает Надя, — я позвонила Любе спросить, как у нее дела. Она умоляла встретиться. Я согласилась. Подъехала машина. Я сначала не хотела садиться, но она сказала, что это такси. Я села в машину. Люба была на переднем сиденье, еще одна девочка — я ее не знала — сзади. За рулем был мужчина. Когда он поехал, я стала кричать, чтобы остановился. Он притормозил недалеко от нашего дома. Заблокировал окна и двери. Перелез назад. Говорит, раздевайся, а то задушу. И еще говорит, зачем я его оскорбляю. А я просто просила меня не трогать. Он спросил у девочек: «Будем ее отпускать?» Они сказали: «Нет». Он стал душить меня веревкой. Белая такая, пластмассовая. И изнасиловал. Я потом заметила, что девочка рядом со мной раздетая, только куртка сверху накинута. И вся в слезах, была растерта тушь. Потом он повез нас на квартиру. Он нас всех насиловал по очереди и заставлял пить коньяк.
— А почему не кричали, не звали соседей?
— Мы очень боялись, что он нас убьет. Он большой, черный, брови большие. И толстый.
— А деньги обещал?
— Нет. У нас с Любой телефоны забрал. Веру спросил: «Есть телефон?» — «Нет». «Будешь, — говорит, — себя хорошо вести, будут у тебя и телефон, и деньги на телефоне». Обещал сводить в ресторан. Так и думал, что мы никуда обращаться не будем, никому ничего не скажем. И еще он нам почему-то говорил, чтобы мы ему не изменяли.
— И что дальше?
— Любу первой отпустил, сам пошел ее отвозить. Нас с Верой запер в квартире. Мы оделись, вышли на балкон. Хотели выбраться, но высоко — шестой этаж. Он вернулся. Веру выпустил. Меня еще раз изнасиловал и отвез домой.
Маленькая Вера — метр с кепкой — рассказывает приблизительно то же самое.
«НЕ ПИЛ, НЕ КУРИЛ. ДОБРОЕ СЕРДЦЕ»
Набираю номер телефона председателя суда Ванинского района Хабаровского края Виктора Дмитриевича Басова. Отец молчать не стал и дал фигуранту скандала исключительно положительную характеристику:
— Я своего сына знаю. Не пьет, не курит. Не женат, но в райцентре Троицкое, где он работал, у него девушка. Мне больно от того, что случилось. Он ведь даже не догадывался, что девочки несовершеннолетние. Они ему сказали, мол, учатся в техникуме и им по 19 лет. У сына доброе сердце. Мне больно. Я всю жизнь старался работать на свое чистое честное имя. Это шок. Все.
Голос у папы ровный, интеллигентный. А разговор-то — как минимум про групповуху. И ее организатор — не просто страж закона, а сын родной.
Правда, вот какое странное обстоятельство: зампрокурора Нанайского района, кстати, почти соседнего с тем, где его отец председательствует в райсуде, постоянно живет и весьма своеобразно развлекается в Хабаровске, за 200 км от места службы. На работе бывает наездами, причем настолько наездами, что наши попытки хоть что-то узнать о фигуранте секс-скандала в администрации села Троицкое, административного центра Нанайского района, как и в местной газете «Анюйские перекаты», натолкнулись на полную несознанку: «Да мы даже не знаем, как он выглядит!»
Самого Виктора Басова сегодня днем с огнем не сыскать: Надин папа предположил, что Басов, как вышел из тюрьмы, тут же «свинтил» за границу. Чего в Хабаровске-то ловить?
— Нет-нет, он здесь, дома сидит, — заверил меня адвокат Басова Юрий Кулешов. — Очень подавлен. Ждет объективного разбирательства.
И словоохотливо объясняет, что рано делать выводы, степень вины определит исключительно суд. А вина, собственно, в чем? Да в том, убежден адвокат, что не понял добрый малый, кто перед ним. Думал, студентки. Оказалось, малолетки.
— Допустим, — прерываю полет мысли, — это юные проститутки. Но зачем же они тогда пожаловались на Басова своим бедным родителям?
— Я ни в коем случае не утверждаю, что там не было криминала, — пошел в сторону мой собеседник. — Но тут, похоже, не изнасилование, а неразборчивость в отношениях.
Юрий Кулешов сказал на прощание, что «зауважал» краевого прокурора Виталия Каплунова:
— По крайней мере, он честно поступил, уволив Басова ПОСЛЕ этих событий. Часто ведь как бывает: увольняют до, чтобы за того, кто набедокурил, ответственности не нести. Тут надо отдать должное мужеству руководителя. Персонально.
Да чего уж там! Взять да и наградить краевого прокурора орденом. Во-первых, за то, что уволил растлителя малолетних по его же собственному желанию и, не дав заскучать в камере, выпустил на свободу.
Во-вторых, решительно пресек расследование по позорным уголовным статьям. В-третьих, распорядился провести дополнительную проверку с упором на «мягкий» состав преступления — по статье о половом контакте с лицами, не достигшими…
Объясняя мне в личной беседе правовые тонкости применения закона к VIP-персонам (в их число согласно ст. 449 УПК РФ входят депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты РФ, судьи и прокуроры, то есть такие должностные лица, как Басов), Виталий Каплунов, судя по всему, не собирался давать оценку ни личности, ни поведению своего подчиненного. Почитал служебное досье бывшего сотрудника В.В. Басова, полистал его бравые служебные характеристики, не нашел громких побед по громким делам, но и не обнаружил ничего явно порочащего. Возможно, подумал: как и с кем проводить выходные — личное дело гражданина Басова.
Но главное — Каплунов перевел сексуальный скандал из плоскости сугубо уголовной в уголовно-процессуальную, бьющую большей частью не родную прокуратуру вообще и полового гиганта Басова в частности, а «непутевое» Следственное управление, возбудившее уголовное дело «незаконно, необоснованно, немотивированно и преждевременно».
Спорить с прокурором, вооруженным до зубов УК, УПК, бесконечными редакциями законов и трактовками из постановлений Пленумов Верховного суда? Для «неюриста» гиблое дело. Но ясно другое: краевая прокуратура активно играет в свою игру. Собственно, прокурорские и не скрывают, что «необходимо дать оценку фактам вступления несовершеннолетних в половую связь с другими партнерами, которые были у них до Басова В.В.».
Трех школьниц, угодивших под «неразборчивого дяденьку», прокуратура даже не называет потерпевшими. Кажется, еще чуть-чуть, и родится новая версия: дрянные девчонки изнасиловали бедного зампрокурора…
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Басова все же призовут к ответу?
Зам. Генпрокурора РФ Виктор Гринь отменил решение прокурора Хабаровского края об отмене постановления о возбуждении уголовного дела в отношении заместителя прокурора Нанайского района Виктора Басова, подозреваемого в изнасиловании трех школьниц.
Добавить комментарий