НЕФТЬ ПОШЛА НА ВОСТОК, А ДЕНЬГИ И ЗАКАЗЫ НА СУДА – В ПРИМОРЬЕ
При всей значимости проекта режим нулевых экспортных пошлин для месторождений Восточной Сибири будут применять избирательно, хотя попасть под него мечтают многие.
Правительство будет по-прежнему поддерживать Дальний Восток, заверил премьер. Программа гражданского судостроения в регионе до 2020 года оценивается в 5 миллиардов долларов и подразумевает заказы со стороны крупнейших российских компаний. А для строительства в Приморье гостиниц и инфраструктуры к саммиту АТЭС-2012 государство выделило 8,5 миллиарда рублей.
НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК
В пятницу Путин в ходе визита во Владивосток официально дал старт эксплуатации нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Первая в рамках проекта нефть сорта ВСТО, продавцом которой оказалась «Роснефть», пойдет в Гонконг.
Глава правительства назвал пуск ВСТО «отличным подарком России к Новому году». Этот стратегический проект позволяет реализовывать российскую нефть на перспективных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Сейчас присутствие там России невелико, отметил Путин.
Решение о строительстве ВСТО для связывания богатых нефтью регионов Восточной и Западной Сибири с дальневосточными портами было принято в конце 2004 года. Это важно, прежде всего, для диверсификации поставок отечественных энергоносителей.
Помимо торговли с АТР, проект обеспечит нефтью и дальневосточные регионы России. ВСТО реализуется в два этапа. Сейчас завершено строительство ВСТО-1, в который входят трубопровод «Тайшет-Сковородино» протяженностью 2,7 тысячи километров и мощностью 30 миллионов тонн в год, семь нефтеперекачивающих станций (НПС) и морской нефтеналивной порт Козьмино, откуда нефть на танкерах идет потребителям.
По словам Путина, стоимость первой очереди ВСТО составила 360 миллиардов рублей, еще 60 миллиардов освоено на строительстве порта в Козьмино. Пока из Сковородино «черное золото» до этого порта доставляется по железной дороге, строительство трубопровода на этом направлении предусмотрено проектом ВСТО-2.
В ходе реализации второй очереди также будут построены восемь НПС, расширен сам порт. В конечной точке ВСТО — на побережье Японского моря на мысе Елизарова под Находкой — планируется построить Приморский НПЗ.
28 декабря вице-премьер России, глава совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что рассматриваются две площадки: первая — порт Восточный, вторая — в районе Находки. По его словам, точные сроки начала строительства НПЗ «Роснефти» пока не определены. Для стимулирования освоения ресурсов вблизи трассы нефтепровода власти обнулили пошлину на экспорт нефти с 13 месторождений Восточной Сибири. Компании просят об увеличении числа «льготных» месторождений, но такое решение будет принято лишь в случае объективной необходимости, отметил Сечин.
Ранее сообщалось, что льгота может распространяться еще на восемь месторождений. Также от ВСТО строят специальное ответвление на Китай — соответствующие документы в феврале этого года подписали РФ и КНР. В обмен на долгосрочные поставки нефти китайская сторона предоставила «Роснефти» и «Транснефти» кредитов на 25 миллиардов долларов.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — КОРАБЛИ
Сама идея ВСТО предусматривает расширение возможностей для отечественного судостроения — танкеров для поставки нефти за рубеж понадобится больше. По словам Путина, программа гражданского судостроения на Дальнем Востоке до 2020 года оценивается в 5 миллиардов долларов. Соответствующий прогнозный план выпуска продукции должна разработать Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), добавил премьер. Речь идет, в частности, о заказах крупнейших российских компаний — «Газпрома», «Роснефти», «Совкомфлота».
В ходе совещания по вопросам судостроения были озвучены и конкретные намерения по заказам судов. Так, «Газпром» намерен в 2011 году подписать контракты с верфями Дальнего Востока на общую сумму 2 миллиарда рублей, сообщил замглавы холдинга Александр Ананенков. Кроме того, в развитии судостроения на Дальнем Востоке заинтересованы иностранные инвесторы.
Путин рассказал о планах реализации двух крупных инвестпроектов в Приморье общим объемом инвестиций 700 миллионов долларов, три четверти из которых будут выделены из российских источников. При участии партнеров из Сингапура и Южной Кореи будет сооружена новая верфь и развернуто производство танкеров и газовозов. Государство, в частности, помогает судостроению за счет субсидирования кредитов при покупке отечественных судов. В текущем году для этого было из госбюджета выделено около 130 миллионов рублей, однако часть этих денег не использовалась. Путин по просьбе главы Росрыболовства Андрея Крайнего распорядился перенести их с 2009 на 2010 год.
В целом Россия планирует до 2015 года построить речных и морских судов более чем на 70 миллиардов рублей, сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин. В свою очередь, ОСК подчеркивает, что Дальний Восток пока не располагает необходимыми технологическими ресурсами для освоения такого количества заказов. В РФ необходимо возводить новые судостроительные мощности для обеспечения потребности в судах, считают в корпорации.
СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ
2009 год Приморье заканчивает в плюсе — в отличие от ряда других регионов производство здесь не упало, а даже выросло, отметил Путин в ходе визита во Владивосток. Также регион избежал роста безработицы, отметил губернатор Приморья Сергей Дарькин. По его словам, рост валового регионального продукта в 2009 году по отношению к предыдущему году составил 1,5%.
Сейчас Приморье активно готовится к саммиту АТЭС, который пройдет во Владивостоке в 2012 году. Правительство намерено продолжать усилия по развитию региона, в том числе и в связи с этим грандиозным мероприятием, заверил Путин.
По его словам, Приморский край получил из федерального бюджета 8,5 миллиарда рублей. Пять из них идут на строительство гостиничных комплексов, а 3,5 миллиарда — на социальную инфраструктуру в новых жилых районах Владивостока.
Стратегия развития Дальнего Востока и байкальского региона до 2025 года позволит обеспечить формирование в регионе устойчивой экономики, считает премьер-министр.
Добавить комментарий