Минэкономразвития признало стагнацию в экономике
Помесячные темпы роста экономики обнулились в мае, Минэкономразвития рассчитывало, что пауза будет временной — уже в июле экономика показала небольшой рост. Однако в августе и сентябре экономика ушла в минус. И в III квартале, после слабого роста в первые два (на 0,2 и 0,1% соответственно), вместо ожидавшегося оживления получился спад на 0,2% (все цифры — с исключением сезонного и календарного фактора). Цифры что за первые два квартала, что за третий говорят о стагнации, настаивает Клепач: и был не рост, и сейчас — не спад.
В августе Минэкономразвития во второй раз за год понизило прогноз роста экономики в 2013 г. — до 1,8%. Теперь и эта цифра выглядит оптимистичной, сказал Клепач: при сохранении текущей динамики темпы роста могут оказаться ниже 1,5%. Неделю назад премьер Дмитрий Медведев заявлял, что рост экономики по итогам года составит около 2%.
Официальный прогноз Минэкономразвития пока не меняет. Надежда на оживление в IV квартале все-таки есть — должен произойти традиционный для конца года отскок по инвестициям и розничным продажам, ожидает Клепач. Хотя, признал замминистра, это оживление будет меньше, чем необходимо, чтобы годовой рост составил 1,8% (для этого экономика должна ускориться в IV квартале в 2,5 раза).
Итоги квартала удивили и многих аналитиков. «Данные Росстата за сентябрь 2013 г. оказались сродни погоде: ни тебе бабьего лета, ни даже осени приличной — скорее можно говорить о наступающей зиме», — сравнивает Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ. Добыча полезных ископаемых остановила рост, обрабатывающие отрасли продолжили снижать выпуск; ускорилось падение инвестиций и строительства. Остановился рост потребления — последний драйвер.
На потребление с начала года давило замедление роста потребкредитования — он снизился с 34,5% в январе до 28,6% в сентябре, указывает Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ. Просроченная задолженность за то же время выросла на 35%, отмечает Наталия Орлова из Альфа банка: «Судя по всему, домохозяйства уже находятся под давлением обслуживания долга». Рост зарплат поддерживается бюджетным сектором, однако этот источник не вечен. И не помог удержать динамику реальных доходов населения: в августе она замедлилась, в сентябре ушла в минус. Возобновившийся рост безработицы также повлияет на потребление негативно.
Потребление по-прежнему останется главным фактором поддержки экономики, и его торможение скажется на темпах ВВП: с 1,5% в 2013 г. рост экономики замедлится до 1,3% в 2014 г., ожидает Орлова. Пока это первый прогноз о том, что в 2014 г. экономика продолжит тормозить, и официальный прогноз, и большинство аналитиков ожидают обратного: консенсус — 2,8%, прогноз Минэкономразвития — 3% (см. врез).
Планы предприятий добивают надежды на рост инвестиций в конце года, делает вывод на основе октябрьского опроса предприятий Сергей Цухло из Института Гайдара. Около 40% предприятий сообщили, что капвложения останутся на прежнем уровне, и столько же — что снизятся. Ожидания промышленников, как и потребителей, продолжают ухудшаться: ничего хорошего в ближайшем будущем предприятия не ждут.
Отскок по инвестициям в IV квартале позволит им выйти из текущего минуса в ноль по итогам года, прогнозирует Орлова, а в 2014 г. они сократятся на 1,5%. Правительство рассчитывает, что благодаря замораживанию тарифов предприятия станут больше инвестировать и рост инвестиций частного сектора способен разогнать ВВП до 3,5% в 2015-2016 гг., посчитал Алексей Девятов из ФК «Уралсиб». Замораживание тарифов может способствовать росту прибыли компаний обрабатывающих отраслей, однако вряд ли повысит их мотивацию к инвестированию, которое, судя по всему, идет на спад, возражает Орлова. Действия правительства усилению мотивации не способствуют: перевод пенсионных накоплений из частных фондов в ПФР и повторное наделение полиции правом возбуждать налоговые дела без согласия налоговых органов приведут к дальнейшему ухудшению бизнес-климата в стране, считает Девятов.
Не способствует росту и жесткая бюджетная и монетарная политика. «Молочный кризис» ускорил инфляцию — ЦБ вряд ли снизит ставки до конца года, полагает Клепач. И вряд ли — до середины 2014 г., считает Девятов. Бюджет объявил режим экономии, а его приоритеты явно расходятся с целями стимулирования экономического роста — растут расходы на оборону, снижаются — на развитие экономики и человеческого капитала.
В предвыборный период 2011-2012 гг. расходы росли, после выборов время их сокращать, обращают внимание аналитики Morgan Stanley на циклические причины российской стагнации. А может, просто структурно-институциональный кризис продолжает медленно набирать обороты, объясняет затяжную стагнацию Кондрашов. Ведомости
Добавить комментарий