Сахалинцев научили составлять икебану
Мастер-класс рассчитан на два базовых занятия в несколько облегченном формате, ведь все ученики далеко не профессионалы в этой области. Стили Морибана и Нагеирэ: с этого началось наше знакомство с икебаной. Морибана — это икебана, выполненная в низкой вазе, а Нагеирэ — в высокой. Кстати, самая первая в мире композиция была поставлена именно в высокой вазе, сообщает «Сахалин.инфо».
Научиться создавать букеты из природного материала, не зная истории, невозможно. Рождение икебаны произошло в XVI веке. Как гласит легенда, во время сильной бури один монах вышел на улицу и увидел лежавшей на земле цветущую ветку сакуры, сломанную порывами сильного ветра. Она была настолько прекрасна, что он принес ее в храм и поставил возле статуи Будды. Человек, увидев прекрасное, старается это сохранить, как тот монах, и побыть рядом с этой красотой подольше. «Икебана — это искусство расстановки цветов в вазе. Любая композиция должна быть наполнена особым смыслом и наталкивать на рассуждение», — отметила Александра Кудряшова.
Теории в изучении основ древнего японского искусства немного. На первый взгляд, все кажется не таким сложным, но это ошибочное мнение. Незыблемый закон составление икебаны — «правило треугольника». Композиция строится на трех линиях, символизирующих небо, человека и землю. Основой является символ, олицетворяющий небеса. Он называется Син. Рядом устанавливается второй стебель — Сое. Каждая из частей короче предыдущей примерно на одну треть. Стебель, символизирующий землю, Хекай, является самым коротким. Каждый из главных элементов устанавливается под определенным наклоном. После создания каркаса будущей икебаны можно приступать к расположению дополнительных элементов.
Еще одно правило — не боятся отрезать от веток или цветов лишнее. Первый раз найти тот самый лишний стебелек или листик крайне сложно. Но от правильного отсечения зависит вид и настроение будущей композиции.
На каждом из занятий необходимо было самостоятельно сделать икебану. Хасами (специальные ножницы для подрезания стеблей) и миска с водой (обрезать ветви будущей композиции нужно обязательно в воде) — это неизменные помощники при составлении букетов.
Первая — это икебана в низкой вазе Морибана. На дне формы находится кензан (накладка с металлическими иголками). На эту основу, словно бусы, нанизывается будущая икебана. Главное — это соблюсти верный угол наклона основных элементов. А дальше остается только включить фантазию и украсить композицию дополнительными элементами, которые и придадут ей особый стиль и шарм. Надо сказать, что главной ошибкой при составлении именно этой икебаны стало расположение главных ветвей не под правильным наклоном. От этого вся композиция в один миг потеряла свою целостность и гармонию. Но, поработав над ошибками вместе с учителем, первая в моей жизни икебана получилась вот такой.
Вторую икебану в высокой вазе Нагеирэ делать, кажется, сложнее. Необходимо уловить шаткое равновесие композиции. Центральный стебель, разрезанный у основания пополам, нужно расположить в центре вазы. У главных ветвей тоже надрезается стебель, и они крепятся друг за друга. Установив основу композиции (а это сделать очень сложно, так как достичь баланса удается далеко не с первого и даже не с пятого раза), добавляем цветы. Одно неверное движение — и установленная с таким трудом композиция рушится снова и снова.
«Здесь уже не до соблюдения правильного наклона», — шутили участники мастер-класса. Над этой икебаной мы с учителем долго работали. Даже меняли вазы (с обычной высокой на вазу чуть поменьше и поуже). Оказалось, что главным препятствием стали очень широкие стенки вазы, а стебли у моих элементов были тоненькие с пышной листвой, и они просто напросто не могли в ней устоять и все время падали. А поменяв вазу на более низкую и соответственно подрезав стебли, шаткое равновесие наконец-то удались найти.
Прикоснуться к японскому искусству икебаны хоть раз в жизни, наверное, должен каждый. Это удивительно тонкое и красивое ремесло. Конечно, за два прошедших занятия участники мастер-класса познали не все. Кажется, в этом искусстве вообще нет границ.
Зритель, рассматривая икебану, должен успокаиваться и думать о чем-то хорошем. Она рождает новую красоту. Недаром японцы считают, что выдающиеся произведения получаются только когда художник слышит голоса цветов.
Добавить комментарий