В Китае в ближайшие дни могут объявить о новом этапе экономических реформ — «Известия»
— Речь идет об отмене государственной монополии на ряд видов деятельности, земельной реформе, уменьшении госконтроля над принятием хозяйственных решений на местах, — пояснил завотделением востоковедения ВШЭ Алексей Маслов. — Также имеются в виду фискальная и налоговая реформы, увеличение конкуренции между крупными корпорациями, уменьшение стоимости вхождения на рынок и обеспечение базовых социальных гарантий населению.
Это будет означать целый комплекс мер, принимаемых в самых разных областях, пишут «Известия».
— Продолжится борьба с коррупцией, причем ей придадут более четкие формы, — считает ответственный секретарь «Российско-китайской палаты по содействию торговле» Сергей Санакоев. — С 2000 года в связи с такими преступлениями уже понесли наказание более 10 тыс. чиновников. Однако за границей зачастую полагают, что на самом деле это политические дела. И чтобы исключить подобные инсинуации, власти намерены яснее показывать, что речь идет именно об экономических правонарушениях.
Но главное — государство даст больше свободы бизнесу.
— Благодаря господдержке китайская экономика благополучно прошла через мировой экономический кризис последних лет, — пояснил главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов. — Но дальнейшая господдержка может привести к образованию «долговых пузырей» и стагнации. А для развития Китаю необходим экономический рост на 7–8% в год.
С целью добиться этого Пекин может ослабить контроль чиновников за бизнесом, чтобы в десятилетней перспективе частные предприятия играли большую роль.
— Власть оставит контроль в стратегических отраслях, таких как энергетика, космос. Но большинство других направлений получат довольно большую свободу, — говорит Санакоев. — Речь идет об акционировании, выходе на IPO. А это, в свою очередь, поможет притоку новых инвестиций. Хотя уже сегодня действующее там «электронное правительство» куда более развито, чем в России, и процедуры, связанные с регистрацией и ведением бизнеса, сильно упростились за последние годы.
Либерализация бизнеса означает и то, что инновации тоже будут переложены на плечи частных компаний. Правительство рассчитывает, что они справятся с этим лучше, чем неповоротливые госструктуры.
— Будет затронута и социальная сфера, — прогнозирует Ломанов. — В первую очередь для крестьян облегчат процесс продажи прав на пользование землей, если те переезжают в город. Идея в том, чтобы сельский житель не отдавал землю за копейки, а мог бы выручить какую-то сумму, которой хватит на обустройство в городе.
Переезд в города из сельских районов — тоже мера, направленная на развитие экономики. Горожане больше зарабатывают и больше тратят, они активнее участвуют в жизни страны. А поскольку Китай поставил задачу стать в следующем десятилетии первой по объему ВВП экономикой в мире, стимулирование перемещения населения в города — подготовка к этому.
— Но вряд ли стоит ожидать от предстоящего пленума каких-то громких заявлений, — полагает Ломанов. — Это будет утверждение комплекса мер, преследующих одну цель — улучшить благосостояние Китая.
Между тем, хотя Китай и считается едва ли не образцом развития, в нем сейчас наметилось несколько проблем, которые могут угрожать его стабильности. Хотя ни одна из них не критична по отдельности, но в совокупности они весьма опасны.
Во-первых, пояснил Маслов, это естественное замедление темпов развития, и, как следствие, торможение роста доходов населения. Во-вторых, очень большое число «мертвых кредитов», которые выдали как центральные, так и местные банки. Благодаря им долгое время и шел рост доходов без очевидной корреляции с увеличением производительности.
Еще одна проблема — усиление местных партийно-административных элит, связанных с бизнес-элитами. Именно представители этих кругов и являются фигурантами ряда судебных процессов, самым известным из которых стал суд над влиятельным партийным функционером Бо Силаем. Сейчас, кстати, разворачивается дело о коррупции в отношении Цзи Цзянье, бывшего мэра Нанкина, одного из крупнейших городов страны.
— Как следствие, Китаю нужна стремительная корректировка экономического курса, решение вопросов кредитно-банковского регулирования, устранение дисбалансов в доходах населения, чтобы не выросло социальное недовольство, — говорит Маслов.
Население богатых восточных провинций набрало кредитов под покупку недвижимости. И сегодня, будучи неспособным расплатиться, жители просто съезжают из квартир и домов, поэтому востребовать долги не с кого. В ряде районов, например в провинции Хэнань, во Внутренней Монголии, были построены города, которые так и не заселены и являются «фантомами».
Добавить комментарий