Поговорим за жизнь: заголовок для прокурора
Прокуратура Амурской области проводит проверку по обращению губернатора региона Олега Кожемяко, который считает, что в новостях ИА «Амур.инфо» был искажён смысл и фактический характер публикации. Не понравились власти предложения «В Приамурье продолжаются компенсационные бунты» и «Волнения в Тамбовском районе стали поводом для прокурорской проверки». Речь в новостях шла о выступлениях людей, которым, по их мнению, не в полной мере выплатили компенсации в связи с наводнением.
Юристы, опираясь на словари, судебно-лингвистические экспертизы, крепко поспорят насчёт криминала в этих заголовках. Слово «бунт» в прессе звучит ежедневно, каких вариаций только нет. В Калининграде, например, писали про «творожные бунты». Народ выражал протест против того, что запретили ввоз из Литвы молочной продукции, которая в одну секунду политически прокисла и стала некачественной… А сколько футбольно-фанатных бунтов и волнений происходит, и сколько пишут про них – счёту нет.
Тут поле непаханое юристам и лингвистам. Журналистам успеть бы обо всём этом написать. Тема-то шикарная: власть просит прокурора защитить от заголовка.
Уважаемый Олег Николаевич Кожемяко. У Вас вместе с прокурором столько работы. Просто невпроворот. Простите, но подскажу несколько совместных проектов.
В селе Касаткино Архаринского района, которое находится в 70 километрах от райцентра, раньше была участковая больница. В ней долгие десятилетия отработал замечательный врач Виктор Москаленко. Я даже писал о нём очерк с говорящим заголовком: «Доктор-совесть». Доктор лечил жителей из четырёх отдалённых деревень. Несколько лет назад он умер, больница осталась без хозяина, люди – без врача. Минувшее наводнение сельскую больницу окончательно вывело из строя. Уехала из села и фельдшер. Ближайший фельдшер живёт за 20 километров тотального бездорожья, в селе Журавлёвка. Но там нет телефонной связи. В телефонном поле там давно полновластный хозяин китайский оператор Сhina telekom.
– Мы остались фактически без медицинской помощи, фельдшер приезжает два раза в неделю, а в экстренных случаях до него не дозвониться. Давление померить некому, недавно ученица руку сломала, везли ребёнка в райцентр на перекладных, – говорила мне Вера Кушнир, учительница местной школы.
Волной счастья прошла новость о том, что олигарх Михаил Прохоров подарил для Касаткино современный модуль для медпункта. Вроде скоро должны привезти подарок миллиардера в село.
– Есть у нас ещё девчонка с дипломом медсестры, но без единого дня практики. Если детский сад откроют, и ей будет куда ребёнка пристроить, она может работать, – рассуждают касаткинцы.
Формально, на чиновничьем языке (во, где работы лингвистам!), там всё будет оптимизировано, модернизировано хорошо и совсем небольно.
Но Вы же понимаете, уважаемый губернатор и уважаемый прокурор, что разница между «доктором-совестью» и девчонкой без единого дня медицинской практики – размером в минувшее наводнение. Вот на эту разницу и станет хуже качество жизни у живущих в той отдалённости.
Что кардинального изменилось в жизни тех людей? Дорога до районной больницы стала лучше и ближе? Нет! Болеть стали меньше? Да тоже нет! Почему Ваши предшественники делали всё, чтобы там были и врач, и участковая больница, а сегодня остался только фельдшер в селе без дорог и телефона.
Вот где заголовки прячутся!
В сёлах Сагибово, Покровка и Журавлёвка нет телефонной связи. Китайская связь есть, а российской нет. Счастливчики только могут дозвониться, кто на куст повыше залезет и чудом поймает сигнал. Связи нет, нормальной медицинской помощи нет и волнений нет. Прекрасно!..
Аварийная, без крыши, с падающим потолком школа в селе Кундур, что в том же Архаринском районе, – разве не повод для командировки прокурора?
Подобных примеров напишу десяток, даже не глядя в окно редакционного кабинета.
Власть часто не хочет слышать правду, шершавый язык она не любит.
Приятней, когда «лейку в ухо» вставят подведомственные СМИ и расскажут о сплошном позитиве.
Понимающей власти нужна разная информация: и «левая», и «правая». Для анализа и выработки правильной тактики, политики. Для более верного вектора работы.
В этой, очень цензурной истории, есть единственный плюс. Власть пошла законным путём – к прокурору, а не сняла телефонную трубку и не воспользовалась излюбленным телефонным «правом». Радует, что видятся хотя бы контуры правового поля.
Хотелось, чтобы не искали чёрных кошек в тёмных закоулках воображаемого. Товарищ прокурор, после проверки наших заголовков, съездите, пожалуйста, в те сёла, про которые я написал. Попробуйте там измерить артериальное давление или хотя бы туда дозвониться…
Проведите проверку, а мы обязательно об этом напишем. С заголовком без слова «бунт». До него ещё дело не дошло…
Там пока только волнения. Тихие и почти безропотные. Там привыкли так существовать. Полноценной жизнью назвать то бытие язык не поворачивается….
Александр Ярошенко, Амурская область
Добавить комментарий