Окончательный раскол Путина: Кремль сознательно вбивает клин между элитой и народом
Ежемесячное денежное вознаграждение депутата должно увеличиться со скромных 32,9 тысячи рублей до 51,8 тысячи. Плюс практически вдвое вырастет ежемесячное денежное поощрение – со 128,4 тысячи до 202 тысяч. Итого почти четверть миллиона в месяц.
Своим указом Путин поставил депутатов в крайне щекотливое положение. Получать 253 тысячи рублей в стране, где почти 13% населения зарабатывает в месяц менее 9 тысяч рублей (Свободная пресса» об этом уже рассказывала) – неприлично. Видимо, поэтому парламентарии сделали вид, что зарплату им поднимают едва ли не насильно.
«Никакой серьезной необходимости в повышении депутатских зарплат не было. Но раз уж это произошло, то я и, надеюсь, что многие из моих коллег эти дополнительные средства будут использовать для оказания адресной помощи на территориях», – заявил вице-спикер Думы, единоросс Сергей Железняк. «Предыдущая зарплата депутатов была вполне нормальной. Не было оснований для ее повышения. Но также не было оснований и для повышения зарплат работникам администрации президента и аппарата правительства», – считает депутат-эсер Оксана Дмитриева.
Так и хочется посоветовать народным избранникам выход из затруднительной ситуации. Сказать: ребята, а вы организуйте фонд и централизованно делайте в него отчисления. Сделайте фонд прозрачным – вывешивайте на сайте, кто сколько денег перечислил, и на какие благородные дела их потратили. И будет вам почет и уважение.
Но почему-то не верится, что Госдума в едином порыве откажется от прибавки. Что депутаты будут оставлять «соточку» на жизнь, а 150 тысяч тратить на благотворительность и адресную помощь. Скорее, все будет, как обычно. Немного поломавшись, большинство слуг народа тихо положат всю зарплату в карман. И будут без шума и пыли зарабатывать вполне приличные $93 845 в год (3 миллиона 36 тысяч руб.) – на уровне своих коллег во Франции (85,9 тысячи) и Швеции (99,3 тысячи).
Напомним: «Свободная пресса» предсказывала, едва Путин поднял зарплату высшим чиновникам до 500-700 тысяч рублей в месяц, что теперь надо ждать цепной реакции. Вслед за чиновниками высшего ранга зарплату подтянут депутатам и директорам департаментов – чтоб не обидно было. А там, глядя на Москву, нарисуют себе солидные суммы региональные чиновники и парламентарии. А страна останется, с чем была: со средней зарплатой 28 787,6 рублей в месяц (данные Росстата за I полугодие 2013 года) и прожиточным минимумом на трудоспособного гражданина 7633 рублей.
Все это означает глубочайший, окончательный раскол элиты и народа. Чем это грозит России?
– Опасность раскола элиты и народа Путина беспокоит куда меньше, чем лояльность этой самой элиты, – уверен член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. – Резкое повышение зарплат чиновников и депутатов в ситуации, когда принимаются решения о замораживании зарплат и пенсий простых категорий граждан, призвано усилить лояльность и зависимость элит от лидера.
Эту же цель преследует антикоррупционная кампания. Можно было бы ожидать, что Кремль будет использовать ее для повышения легитимности и популярности власти. Но он использует кампанию практически только как инструмент большего подчинения элит. Именно лояльность элит беспокоит Путина в первую очередь. А то, что в результате будет расти расслоение в обществе и социальная напряженность, пока его не особенно волнует.
«СП»: – Напряженность сильно вырастает от подобных действий?
– Она, конечно, вырастает, но вполне можно предположить, что Кремль сознательно на это идет. Ему на руку, что политическая элита получает все благосостояние из рук верховной власти, и при этом отношение к ней со стороны граждан ухудшается. Это увеличивает зависимость элиты от власти и уменьшает риск, что она в какой-то момент, частично расколовшись, присоединиться к гражданам.
Мне кажется, Путин последние два года сознательно ведет политику раскола в обществе. Он натравливает одну его часть на другую, и при этом показывает, что большинство с ним, а меньшинство – плохое.
Политику раскола Кремль успешно опробовал на олигархах. С одной стороны, он их использует, с другой – поддерживает в обществе настроения, что состояния олигархов нелегитимны, поскольку в их основе награбленная собственность. Это делает положение богатых неустойчивым, они не осмеливаются вести свою игру против воли Кремля.
«СП»: – Депутаты могут демонстративно отказаться от денег и тратить часть повышенной зарплаты на благотворительность?
– Нынешний депутатский корпус – не индивидуальные политики, которые получили мандаты благодаря работе с избирателями. Их избиратели – Кремль и партийные лидеры, благодаря которым они оказались у кормушки, и которым демонстрируют лояльность. Рядовые граждане наших парламентариев особенно не интересуют. Наивно ожидать, что депутаты – если они не получат указания из Кремля – будут расшаркиваться перед избирателями.
«СП»: – Вы говорите, повышение зарплат элитам – инструмент натравливания одной части общества на другую. К нему будут еще прибегать, зарплата чиновников будет и дальше расти?
– Особенность нашей неономенклатурной системы заключается в том, что зарплата чиновников и депутатов – не главный источник дохода. Остальные блага, которые получают представители элиты – квартиры, машины, заграничные поездки – идут помимо зарплат. Всех этих благ можно лишиться, если начальник сочтет, что вы делаете что-то неправильно, если недостаточно лояльны.
В принципе, было бы благом перейти на систему, когда весь доход чиновника и депутата – только его зарплата, пусть очень высокая. Это бы означало, что депутат перестает быть зависимым от начальника управления внутренней политики администрации президента, который сейчас может перекрыть ему кислород. К сожалению, этого не происходит…
– Решения о повышении зарплат у нас принимаются под действиями различных лоббистских групп, – считает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – При этом никто не просчитывает последствия оглашения подобного рода решений. Система управления идет вразнос, под воздействием лоббистов что-то сиюминутно проталкивается, а что будет в итоге – никого не интересует.
С другой стороны, зарплаты чиновников и депутатов куда ниже зарплат руководителей аналогичного ранга в госкорпорацях и частном бизнесе. Например, ежемесячная зарплата главы «Газпрома» Алексея Миллера, по некоторым сообщениям – несколько десятков миллионов рублей. На этом фоне зарплата депутата, который у нас приравнен к федеральному министру – сущие копейки.
Но вопрос не о том, что надо и дальше повышать зарплаты. Проблема в качестве деятельности депутатов и чиновников, в эффективности госаппарата. Эта эффективность интегрально выражается в качестве жизни в стране – в частности, в зарплатах простых граждан. Сегодня очевидно, что эффективность работы госаппарата крайне низкая. Значит, грубо говоря, и платить большие зарплаты чиновникам не за что.
– В нашей стране сверхвысокая концентрация богатства, – напоминает доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков. – 100 российских миллиардеров владеют 30% национального богатства. На этом фоне зарплаты высших руководителей в сотни тысяч рублей не выглядят чрезмерными. По крайней мере, они не делают их долларовыми миллиардерами.
Другое дело, при таких зарплатах от руководства хотелось бы услышать ответ на очевидный вопрос: что ждет страну? Если борьба с кризисом и депрессией – она должна быть солидарной. Когда власть сокращает расходы на здравоохранение и одновременно повышает зарплату чиновникам и депутатам – это выглядит странно. Нынешнее повышение зарплат выглядит как поощрение парламентариев, которые без зазрения совести и практически без обсуждения принимают любые законопроекты правительства.
Думаю, мы имеем дело с конъюнктурной ситуацией. Сегодня нарастает ощущение раскола среди элит. Часть ее – депутаты – являются элитой по существу случайной, не имеют состояния, обращенного в производственно-инфраструктурные активы. В нынешней ситуации они чувствует себя дискомфортно, вот их и решили подкормить.
Думаю, к этому надо относиться философски. Пусть получают много, ради Бога – но пусть тогда и работают лучше. Ведь цена их ошибок – миллиарды и триллионы рублей… Андрей Полунин
Добавить комментарий