В Приморье патологоанатомическая служба незаслуженно финансируется по остаточному принципу — глава «Владивостокского патологоанатомического бюро»
Евгений Коцюрбий отметил, что заключение морфолога может не только подтвердить тот или иной диагноз, но и опровергнуть его. В частности, летом 2013 год было изменено около десяти таких диагнозов. Часто они касаются и онкологических заболеваний. Кроме того, морфологи могут указать на необходимость применения того или иного метода лечения заболевания, например, при лечении рака молочной железы можно избежать применения дорогостоящего и очень токсичного препарата при проведении определенного вида исследования.
Особенностью патологоанатомической службы является ее неподчинение какому-либо лечебному учреждению, поэтому она может проводить независимую оценку качества оказания медицинской помощи — как живым людям, так и после смерти.
Патологоанатомическое бюро было создано во Владивостоке в начале 1990-х годов. После переподчинения бюро краевым властям никто из чиновников от здравоохранения ни разу не был в учреждении, отметил Евгений Коцюрбий. Врачам и лаборантам приходится работать на старом оборудовании, хотя использование новых приборов значительно помогло бы в работе. В частности, уже выпускаемые приборы позволяют ставить диагноз по раку костного мозга уже на вторые-третьи сутки, хотя для этого сейчас требуется несколько недель. Большую вероятность постановки диагноза обеспечивают и ДНК-исследования.
Сейчас в Приморье работают около 50 врачей-морфологов, и этого явно недостаточно. В то же время специалисты такого профиля — это «штучный товар», после окончания вуза должно пройти как минимум десять лет, чтобы врач-морфолог достиг достаточного уровня для эффективной работы. Евгений Коцюрбий раскритиковал походы к подготовке врачей-морфологов в Тихоокеанском государственном медицинском университете, назвав оплошностью решение преподавать патологическую анатомию со второго курса — по его словам, студенты еще просто не обладают необходимым объемом знаний на этом этапе. В то же время возможностей для полноценного обучения специалистов в самом бюро сейчас нет, хотя там и работают действительно классные специалисты — так, ни один из диагнозов, которые ставили приморские врачи-морфологи, затем не был опровергнут в зарубежных клиниках, которые популярны у жителей края. В то же время именно во «Владивостокском патологоанатомическом бюро» работает, помимо отдела общей патологии, и отдел детской патологии, единственный на всей территории страны вплоть до Санкт-Петербурга.
Евгений Коцюрбий отметил, что онкологическая служба в Приморье работает крайне неэффективно. По его словам, это может быть связано с тем, что Краевой онкологический диспансер не выдерживает нагрузки, а врачи первичного звена не всегда правильно работают с больными с подозрением на такие заболевания. Коцюрбий заявил, что около 40 процентов онкологических диагнозов можно выявить при первом обращении больного — в этом случае его биологические материалы отправляются на исследование врачам-морфологам.
В настоящее время никто не интересуется накопленными патологоанатомической службой в Приморье результатами работы. Часто именно морфологи выходят с той или иной инициативой в врачам-клиницистам. Например, в настоящее время наиболее часто в бюро по результатам исследований фиксируются инфекционные заболевания, и лишь недавно врачи-гинекологи поинтересовались у службы, а какие именно возбудители инфекций встречаются чаще всего.
Евгений Коцюрбий подчеркнул, что патологоанатомическая служба не была затронута федеральными программами по развитию здравоохранения и борьбе с онкологическими заболеваниями.
Добавить комментарий