Новости «Российских железных дорог»
10 декабря в Москве в рамках XI международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» состоялась дискуссия на тему «Перевозочный бизнес и конъюнктура рынка». В ней приняли участие вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев, руководители компаний – операторов подвижного состава, представители отраслевых ассоциаций и научного сообщества. В ходе дискуссии были затронуты проблемы профицита парка грузового подвижного состава в условиях снижения объемов погрузки, рассмотрены инициативы по квотированию подвижного состава, передает ДВ-РОСС.
В настоящее время ОАО «РЖД» осуществляет перевозку грузовых вагонов с максимальной эффективностью за всю историю существования российских железных дорог. Однако объемы перевозок грузов не увеличиваются в связи с нерациональностью использования тары вагонов, которые курсируют в порожнем состоянии во встречном направлении.
Участниками дискуссии было отмечено, что рынок оперирования подвижным составом в целом состоялся. Цель привлечения частных инвестиций в обновление парка грузовых вагонов достигнута. На сети железных дорог на сегодняшний день насчитывается уже почти 1 млн 200 тысяч единиц подвижного состава.
Однако, по словам Салмана Бабаева, сложилась ситуация, схожая с происходящим на автомобильных дорогах, где затруднения в движении связаны с резким многократным ростом числа автотранспортных средств и отставанием в развитии инфраструктуры.
Для повышения технологической эффективности работы железнодорожного транспорта необходимо нормирование парка грузовых вагонов. Одобренная Правительством РФ Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года предполагала формирование в результате реформы и процесса консолидации не более 3-4 сетевых операторов подвижного состава, которые смогут работать обезличенным парком подвижного состава. Благодаря этому достигалась бы наибольшая эффективность работы подвижного состава и использования инфраструктуры.
На нынешнем этапе в качестве альтернативы укрупнению операторских компаний предлагается проработать возможность консолидации парка универсального подвижного состава (полувагонов) в форме объединения его в пул обезличенных вагонов, управляемых из одного центра. Роль распределения порожних вагонов по ближайшим станциям погрузки могло бы взять на себя ОАО «РЖД». Таким образом перевозчик будет гарантировать вывоз определенным количеством вагонов конкретного объема грузов.
***
ОАО «РЖД» подвело итоги деятельности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 1 полугодие 2013 года.
Консолидированная финансовая отчетность группы компаний ОАО «РЖД» по МСФО учитывает показатели более 192 дочерних компаний (включая внучатые).
Выручка Холдинга за 1 полугодие 2013 года выросла на 13,4% в сравнении с 1 полугодием 2012 года и составила 841,8 млрд рублей (742,5 млрд рублей в 1 полугодии 2012 года).
Рост выручки в значительной степени обусловлен консолидацией логистического оператора GEFCO в 1 полугодии 2013 года. Так, доходы от предоставления логистических услуг составили 85,7 млрд рублей в 1 полугодии 2013 года по сравнению с 3,5 млрд рублей годом ранее (помимо GEFCO в данном сегменте отражаются результаты ОАО «РЖД Логистика» и прочие услуги интегрированной логистики). Рост доходов от пассажирских перевозок составил 10,2% за счет индексации тарифов и роста пассажиропотока. При этом доходы от грузовых перевозок холдинга выросли всего на 0,53% до 564 млрд рублей из-за неблагоприятных экономических условий в 1 полугодии 2013 года, повлекших снижение грузооборота и рост доли низкодоходных грузов в структуре грузоперевозок.
Операционные расходы холдинга в первом полугодии 2013 года выросли на 19,7% по сравнению с 1 полугодием 2012 года до 794,2 млрд рублей. Основным фактором роста операционных расходов также стала консолидация компании GEFCO, на долю которой приходится 81 млрд рублей операционных расходов по итогам 1 полугодия. При этом значительную часть этих расходов составляют затраты, связанные с закупкой логистических и экспедиторских услуг у сторонних организаций.
Кроме того, рост операционных расходов был обусловлен увеличением затрат на амортизацию на 13,7% (с 90,3 млрд рублей до 102,7 млрд рублей) вследствие существенного ввода в эксплуатацию объектов основных средств в конце 2012 года, а также ростом затрат на заработную плату на 7,85% за счет двух факторов: консолидации показателей GEFCO в размере 11 млрд рублей в соответствующих расходах холдинга, а также индексации заработной платы на 7,2% за период с 30.06.2012 по 30.06.2013 года в соответствии с Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы. Дополнительным фактором роста операционных расходов стала отмена льготы по налогу на имущество организаций с 1 января 2013 года в части объектов железнодорожной инфраструктуры, что привело к росту соответствующих расходов в отчетном периоде на 5,1 млрд рублей.
Показатель EBITDA (прибыль до учета расходов на проценты, налоги и амортизацию) по итогам 1 полугодия 2013 года составил 181 млрд рублей (204 млрд рублей годом ранее).
Рентабельность по EBITDA составила 23,2% (27,6% в 1 полугодии 2012 года), что отражает негативное влияние рыночной конъюнктуры на финансовые показатели холдинга в 1 полугодии 2013 года. В связи с консолидацией показателей GEFCO в отчетности холдинга в 1 полугодии 2013 года при расчете показателя рентабельности по EBITDA ОАО «РЖД» производит корректировку выручки на величину расходов на оказание экспедиторских и логистических услуг соисполнителями в рамках интегрированной логистики.
Сокращение размера чистой прибыли холдинга с 73 млрд рублей в 1 полугодии 2012 года до 31,7 млрд рублей по итогам 1 полугодия 2013 года является, в первую очередь, следствием ухудшения экономической конъюнктуры в отчетном периоде, что привело к падению грузооборота и снижению доходности железнодорожных грузоперевозок из-за увеличения доли низкодоходных грузов в структуре перевозок. Дополнительным фактором снижения чистой прибыли стало увеличения расходов по процентам на 8,2 млрд рублей в связи с ростом объема заемных средств.
Соотношение чистого долга холдинга к EBITDA на 30 июня 2013 года составляет 1,82х (за последние 12 месяцев), что выше, чем аналогичный показатель на 31 декабря 2012 года (1,05х). При этом рост показателя объясняется как снижением показателя EBITDA, так и увеличением доли долгового финансирования в связи с реализуемой ОАО «РЖД» в 2013 году программой выпуска инфраструктурных облигаций, которая позволяет финансировать проекты со сроком окупаемости от 15 до 30 лет, которые ранее не могли быть профинансированы за счет заемного капитала. Использование данного инструмента позволило ОАО «РЖД» увеличить средний срок погашения обязательств в своем портфеле с 4,9 лет (на конец 2012 года) до более 7 лет по состоянию на 30 июня 2013 года. Привлечение инфраструктурных облигаций осуществляется в рамках установленного долговой политикой компании предельного уровня долговой нагрузки не выше 2,5х по соотношению чистого долга холдинга к EBITDA. Соотношение EBITDA к чистым процентным расходам (с учетом капитализируемых процентов) составляет 15х, что выше аналогичного показателя по состоянию на конец 2012 года (13х) и отражает результат работы менеджмента по управлению финансовым долгом. Это позволило добиться существенного снижения средней стоимости заимствований за первые 6 месяцев 2013 года.
Объем капитальных вложений холдинга в 1 полугодии 2013 года составил 263,7 млрд рублей по сравнению с 214,9 млрд рублей годом ранее.
ОАО «Российские железные дороги» было создано 1 октября 2003 года в соответствии с постановлением Правительства РФ № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 18 сентября 2003 года. 100% акций компании принадлежит российскому правительству.
***
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин: «Создание эффективной конкуренции в перевозках возможно при наличии профицита пропускной способности инфраструктуры».
«ОАО «РЖД» постоянно работает над повышением эффективности эксплуатации инфраструктуры: внедряет логистические технологии перевозок, развивает тяжеловесное движение, ускоренные контейнерные поезда по Транссибирской магистрали, движение грузовых поездов по расписанию», – заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, выступая на пленарном заседании конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» в Москве.
Однако, по его словам, реализуемые компанией меры сдерживаются неурегулированностью вопросов по формированию эффективного и конкурентоспособного рынка транспортных услуг.
«Глубоко убежден, что создание эффективной конкуренции, в том числе, в перевозочной деятельности, возможно только при наличии в качестве минимального необходимого условия профицита пропускной способности инфраструктуры. В противном случае конкуренция между перевозчиками возникает не за клиента путем повышения качества его обслуживания, а за дефицитный ресурс инфраструктуры», – отметил Владимир Якунин, добавив, что это мнение подтверждается выводами международных исследований.
Глава компании отметил, что, прежде чем говорить о конкуренции в перевозочной деятельности и привлечении частных инвесторов в локомотивную тягу, необходимо урегулировать ситуацию с вагонными парками. Конкурентный рынок оперирования грузовыми вагонами окончательно сформирован уже не менее 4 лет, однако и сегодня опять решается вопрос о целесообразности создания консолидированного парка.
«Принимая во внимание имеющийся опыт, считаю, что для запуска эксперимента по созданию локальных перевозчиков крайне важно заблаговременно осуществить изменения нормативно-правовой базы. При этом необходимо еще раз хорошо подумать, готовы ли мы на такие эксперименты в условиях существенного нарастания конкуренции со стороны других видов транспорта как в грузовых, так и пассажирских перевозках», – резюмировал президент ОАО «РЖД».
Добавить комментарий