В ПРИМОРЬЕ МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ ХОТЯТ ПРИБРАТЬ К СВОИМ РУКАМ ПРИГОРОДНЫЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА
По его словам, краю необходимо получить контроль над пригородной компанией. «Сегодня 51% акций ОАО «Экспресс Приморья» — у ОАО «РЖД», у краевой администрации — 49%. Необходимо поменять доли в этом партнёрстве, тогда затраты можно чётко просчитать, проверить каждый рубль, строго спросить за качество услуги», — говорит депутат.
Спор возник между регионом, ДВЖД как владельцем железнодорожной инфраструктуры и компанией-перевозчиком по поводу суммы дотаций на покрытие убытков от организации пригородного пассажирского движения. В прошлом году ОАО «Экспресс Приморья», которое сегодня оплачивает дороге услуги по предоставлению объектов железнодорожной инфраструктуры, электроподвижного состава, а также работу локомотивных бригад, обратилось в законодательное собрание по вопросам компенсации перевозчику из краевого бюджета выпадающих доходов и увеличения тарифа на проезд в электропоездах, который не менялся с августа 2008 года.
Согласно представленным компанией расчётам, выйти на безубыточный уровень деятельности предприятия в 2010 году и сохранить привычную схему движения электричек позволила бы сумма 408 млн руб. Причём половину этих средств готово было компенсировать ОАО «РЖД», другая ложилась бы на краевую казну.
Однако в администрации Приморья отказались предусмотреть дотации для перевозчика в 200 млн руб. В результате ОАО «Экспресс Приморья» пошло на сокращение объёма перевозок. 11 января были отменены семь электричек (всего расписанием предусмотрены 24 пары электропоездов), но уже с 14-го числа четыре из них вышли на линию.
По данным «Гудка», в администрации Приморья недовольны принципиальной позицией по этому вопросу как руководства ДВЖД, так и пригородной компании. В итоге там решили добиться смены действующего гендиректора ОАО «Экспресс Приморья» и поставить более лояльного менеджера. Однако распределение долей в уставном капитале АО не позволяет этого сделать. Из пяти членов совета директоров компании трое представляют интересы ОАО «РЖД», большинством голосов они могут заблокировать такое предложение миноритария. Кстати, незадолго до этого представители крайадминистрации угрожали вообще выйти из состава акционеров компании.
В то же время депутаты Приморского края выступили с осуждением действий перевозчика и владельца инфраструктуры, назвав это уходом от исполнения социальных обязательств.
«С начала года идёт поток обращений граждан. Нам надо объяснить это Правительству РФ, президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину, а также Федеральной службе по тарифам: у краевого бюджета нет возможности нести дополнительную финансовую нагрузку. Крупнейшая госкомпания пытается покрыть свои убытки за счёт налогоплательщика. Считаю, это неверный путь», — высказался заместитель председателя краевого парламента Владимир Масловский.
«Когда оптимизация затрат ОАО «РЖД» затрагивает десятки тысяч людей, привыкших, что железнодорожный транспорт самый надёжный и дешёвый, резоны транспортников уходят на второй план. Рентабельность компании — это одно, социальные гарантии — другое», — заявил спикер Виктор Горчаков.
Впрочем, директор департамента промышленности и транспорта Приморья Игорь Хрущёв убежден, что дотирование пригородных перевозок из краевого бюджета позволит региону активно влиять на тарифную и кадровую политику перевозчика. Но, утверждает он, в нынешних условиях невозможно получить информацию, как возникла запрашиваемая сумма поддержки. Поэтому губернатор края потребовал обосновать заявленную сумму дотаций.
Кстати, по этой же причине край не выделил ни рубля на покрытие убыточных перевозок в 2009 году, хотя по соглашению о партнёрстве с ОАО «РЖД» должен был компенсировать часть потерь от сдерживания тарифов, утверждает газета «Гудок».
В управлении ДВЖД неоднократно подчёркивали, что все расчёты проводятся по утверждённым отраслевым методикам. А мнение о снижении у железнодорожников социальной ориентированности там решительно опровергают: «Только налогов в бюджет Приморского края в прошлом году было перечислено 1,78 млрд руб. — почти на 20% больше, чем в 2008 году».
Как отметила заместитель гендиректора ОАО «Экспресс Приморья» Татьяна Поснова, цена билета в электропоезде ниже, чем на автотранспорте, особенно на дальние направления. К примеру, билет от Владивостока до Уссурийска или Партизанска на электричке дешевле приблизительно на 30%, чем на автобусах. «К тому же железнодорожный транспорт даёт гарантию пассажирам, что при любой погоде следование будет по графику и можно без труда рассчитать своё время», — говорит менеджер. В компании отмечают, что отмена электропоездов — мера вынужденная, так как она позволит перевозчику избежать больших убытков и сохранить оставшееся число маршрутов. Но, чтобы оставить пригородное движение в Приморье в том же объёме, необходимы дотации из краевого бюджета.
Как сказал «Гудку» начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД» Виктор Ребец, предложение администрации края о перераспределение доли в ОАО «Экспресс Приморья» в её пользу нельзя считать прецедентом. К примеру, сейчас в Краснодарском крае создаётся пригородный перевозчик ОАО «Кубань-пригород», где контрольный пакет акций будет принадлежать администрации региона.
Другой разговор, что письмо из администрации Приморского края пришло в ответ на предложение ОАО «РЖД» о заключении договора транспортного обслуживания на 2010 год. Хотя ещё в 2008 году президент компании и губернатор Приморья подписали соглашение, предусматривающее обязательства по организации пригородного сообщения в регионе и компенсации выпадающих доходов. Но местная администрация так и не предприняла видимых шагов, затягивая заключение договора о транспортном обслуживании: в частности, не был оценён экономически обоснованный тариф, не определены маршруты, количество и составность поездов. На 2010 год регион также не принял решения по данному вопросу.
«Если край получит контрольный пакет акций пригородной компании, то это означает, что он полностью будет отвечать за пригородные перевозки, а он к этому не готов, — говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко. — Что мешает Приморской думе проверить целесообразность расходов пригородной компании сейчас? Значит, у них нет специалистов. Поэтому я считаю, что обсуждаемое требование — чистой воды популизм».
Тем не менее, по словам Виктора Ребеца, предложение администрации Приморского края в ОАО «РЖД» будет рассмотрено. Решение будет принято в течение месяца.
Добавить комментарий