Top.Mail.Ru

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка рассказал в интервью телеканалу «Россия 24» об итогах работы министерства в 2013 году

Стенограмма:

Вопрос: Александр Сергеевич, здравствуйте. Мы пригласили вас, чтобы подвести итоги 2013 года, и, конечно, одним из самых важных, главных событий этого года было наводнение на Дальнем Востоке — самое большое за 115 лет. Так получилось, что вы назначены министром в самый пик наводнения, когда вода в Амуре прибывала каждую минуту. Чем дальше люди от произошедшего события, тем больше видится. Все-таки как вы сейчас оцениваете тот момент — достаточно критичный, когда вы были назначены и 11 числа прилетели на Дальний Восток?

А.Галушка: Да, действительно, 11 сентября мы вылетели на Дальний Восток. 12 сентября уже были в Комсомольске-наАмуре, на дамбе, где как раз был пик наводнения, и люди стояли живым щитом, защищая свой город, своих близких и родных людей. И оглядываясь назад, понимаешь ярче и ярче, что это был настоящий человеческий подвиг людей, которые живым щитом боролись со стихией. И не только сотрудники МЧС, но и добровольцы, которые стояли на этой дамбе. Это настоящие герои нашего времени. И хочу отметить: помимо того, что все органы власти проявили себя должным образом при ликвидации последствий ЧС, а работали скоординированно, слаженно, результативно. Кроме этого обращает на себя внимание то, что проблемы на Дальнем Востоке, они показали, что мы одна страна, сплоченный народ, солидарное общество. И в этой ЧС проявились лучшие качества нашего народа – это сострадание, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему. Наверно, это главные итоги того, что произошло. На сегодняшний день сама чрезвычайная ситуация и ликвидация последствий вошли в штатный режим – это сегодня плановая рутинная работа. И самое главное, что до 1 октября следующего года планируется обеспечить всех пострадавших граждан в результате ЧС, всех обеспечить жильем. Это сегодня основная перспективная задача.

Кроме того, все люди сегодня в пунктах длительного пребывания находятся. Все в тепле, все с крышей над головой, обеспечены всем необходимым. И могу сказать, что и Минвостокразвития во взаимодействии с субъектами РФ регулярно осуществляют мониторинг положения дел в этих пунктах, помогая людям, если какие-то проблемы возникают.

Вопрос: Что, нет ни одного человека, который не получил деньги, не получил помощь, ни одного пострадавшего, у кого бы не было вопросов?

А.Галушка: Конечно, такие проблемы есть. Мы на портале минвостокразвития организовали горячую линию по приему жалоб и обращений граждан, столкнувшихся с теми или иными проблемами в пунктах длительного пребывания. На сегодняшний день поступило всего порядка трехста обращений. Более половины из них снимаются просто адекватной разъяснительной работой. Действительно, но большинство граждан разобрались в ситуации, поняли и с компенсациями, и со всеми сопутствующими вопросами. У кого-то остались вопросы. Те, у кого остались, надлежащее разъяснение снимает и эти вопросы. Отдельные проблемы возникают, на все эти проблемы мы реагируем. Однако хочу отметить масштаб явления. Речь все-таки идет о единичных случаях, ну, без которых, наверное, никогда не обойтись. Но это ни в коем случае не какое-то там системное и массовое явление.

Вопрос: Вы можете назвать дату, когда действительно все последствия будут устранены? Потому что вы говорите о первом октября, но, например, министр сельского хозяйства говорит о том, что годы понадобятся, чтобы восстановить плодородие земель.

А.Галушка: Это справедливо, но первый вопрос – это люди. И также хочу отметить, самое главное, что у нас никто не погиб. Допустим, от соседних сопредельных стран были человеческие жертвы. И поэтому первый вопрос – это люди. И самое главное сейчас – решить главную проблему людей – это создать, восстановить их жилье, чтоб они жили нормально не в пунктах длительного пребывания, а в нормальных человеческих условиях. Поэтому это вопрос номер один. И задача стоит, что до 1 октября жилье людям будет построено. Есть, конечно, и сопутствующие вопросы – они во вторую очередь после того, как решатся проблемы людей, в том числе и та проблема, о которой вы упомянули. Действительно, после такого масштабного стихийного бедствия восстановление плодородного слоя займет не год и не два. Это очень серьезные последствия, но этим надо заниматься. И это плановая естественная работа органов власти. И сегодня правительство над этим работает.

Вопрос: У министерства, которое вы возглавили, много планов, постоянно утверждается, дополняется программа, и один из ключевых вопросов: поскольку Дальний Восток признан приоритетной территорией для развития, то как привлечь людей, трудовые ресурсы, для того, чтобы продолжать осваивать эту огромную территорию?

А.Галушка: Мы вместе с Юрием Петровичем Трутневым, можно сказать, в ежедневном режиме все эти вопросы прорабатываем практически, докладываем результаты наших наработок Президенту РФ, Председателю Правительства, получаем их достаточно позитивный отклик. Большинство из наших предложений сегодня одобрены, и мы понимаем, что для того, чтобы люди поехали, в первую очередь нужны новые рабочие места, новые, высокопроизводительные, с хорошим уровнем оплаты труда. И когда любой человек понимает, что в случае, если он приезжает на Дальний Восток, то он получит лучшую работу и большую зарплату, — это первый вопрос, главный основополагающий. Естественно, к этому вопросу должны прилагаться и не менее важные вопросы – жилье, инфраструктура, необходимая социальная и культурная, для нормального комфортного проживания. И на наш взгляд, мы должны говорить не о том, чтобы удержать население, или приостановить, мы должны ставить вопрос не реактивный, а проактивный. Нужно привлечь население. И Дальний Восток должен стать территорией развития не только экономического, а территорией человеческой самореализации для миллионов наших граждан. И, в свою очередь, это складывается из прикладных практических вопросов. При этом мы не изобретаем велосипеда, и в нашей истории такие вопросы решались, и решаются во многих странах мира и похожих регионах на Дальнем Востоке. На Аляске, например, за последние 20 лет численность населения увеличилась на 200 тысяч. С пятиста до семиста тысяч. Поэтому в этом нет ничего нереализуемого, но действительно, задача сложная. Это большой вызов, который требует и адекватных управленческих решений, и серьезных усилий. Но это можно сделать.

Вопрос: Сейчас уже обсуждаются некоторые методы, механизмы привлечения наших сограждан в Дальневосточный регион. Допустим, разрешить частным добытчикам золота и алмазов … сделать облегченный режим…прийти и сделать новую золотую лихорадку и за некий процент добытого золота, алмазов… насколько такие механизмы могут появиться?

А.Галушка: В разумных рамках они вполне возможны к рассмотрению и обсуждению. Хочу напомнить, что еще несколько лет назад готовился законопроект о старателях. Идея не сказать что новая. На мой взгляд, вернуться к ней, тщательно проработать, обсудить как с обществом, так и с экспертным сообществом, и в разумных рамках она, на мой взгляд, может иметь перспективу.

Реплика: Потому как здесь есть опасность криминализации.

А.Галушка: Поэтому я говорю, в разумных рамках. В тех рамках, которые снимают риски криминализации, о которых вы справедливо отмечаете, это может иметь перспективу.

Вопрос: Еще одно предложение – привлекать врачей, учителей, высококвалифицированные кадры большими зарплатами. Какие здесь могут быть механизмы? Потому что зарплаты учителей и врачей в нашей стране не столь велики. Хорошо, если выполняются поручения Президента и это выше,

чем в среднем по региону. Как же это может быть на практике на Дальнем Востоке реализовано?

А.Галушка: Я думаю, мы с вами прекрасно понимаем две вещи: что первична экономика, что если есть экономическое развитие и если в частном секторе экономики создаются высокопроизводительные рабочие места с достойным уровнем заработной платы, с высоким уровнем заработной платы, это, в свою очередь, дает хорошие доходы в бюджет, то бюджеты регионов могут позволить себе решение этих вопросов, и бюджет Федерации может позволить себе решение таких вопросов. Это первое. Второе. Мы прекрасно понимаем, что нужно начинать с опорных точек. Невозможно решить все проблемы сразу, одномоментно, но создавать территориально распределенные разумные очаги лучшего здравоохранения, лучшего социального обслуживания вполне можно и разумно. Могу сказать, что такая работа уже ведется на примере подготовки к саммиту АТЭС, когда на острове Русский был не только создан университет, а отчасти создан достаточно современный больничный комплекс. Он еще не доведен до конца, есть определенные проблемы с его работой, но есть задел, который нужно до конца довести, нужно реализовать, нужно это сделать. На мой взгляд, понимание этих двух вещей – во-первых, что в первую очередь, экономика, и как только экономика развивается, у нас появляются возможности для решения проблем в социальной сфере, они должны квалифицированно и эффективно решаться.

Вопрос: Я думаю, нашим телезрителям будет интересно увидеть картину, не знаю, когда это, возможно, произойдет – через пять, через десять лет, может быть, больше – что должен представлять собой, по мысли, по плану развития, Дальний Восток, допустим, через 10 лет? Как вам это видится? Такая, может быть, идеальная картинка пока на данный момент?

А.Галушка: Я бы назвал ее не идеальной, назвал бы ее образом будущего, реального будущего, который требует напряженной работы слаженной, но вполне достижимой. Из чего он складывается? Он складывается из экономики Российской Федерации, которая развивается на Дальнем Востоке, которая эффективно интегрирована в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона, которая растет темпами более 6% ежегодно (в среднем). Это фактически новая экономика нашего российского Дальнего Востока, которая является экспортно-ориентированной, созданы конкурентоспособные условия инвестирования и ведения бизнеса (конкурентоспособные в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые активно сегодня конкурируют за инвесторов и за предпринимательскую активность), создаются новые высокопроизводительные рабочие места, у людей хорошая заработная плата, хорошая жизненная и социальная перспектива. И все это вместе делает Дальний Восток самой интересной территорией для развития не только бизнеса и экономики, а для личной самореализации. И то, о чем говорил Президент РФ в Послании Федеральному Собранию, что развитие Дальнего Востока – это наш национальный приоритет на весь 21 век. На мой взгляд, первый этап, а мы его измеряем 5-10-летним горизонтом, он и должен

привести к таким результатам. Достижимо ли это? Достижимо. Мы имеем примеры стран и регионов, которые показали, что это можно сделать. Причем, в самом Азиатско-Тихоокеанском регионе. Примеры стран, которые стартовали, когда не было ничего, всем известны. Яркий пример – Сингапур, создавший одну из лучших экономик в мире, создавший у себя самые передовые нефтехимические производства, и это притом, что не было земли, не было воды, не было нефти, не было квалифицированных кадров. Было только две вещи: первое – это логистически удачное месторасположение, а второе – это желание руководства страны сделать свою маленькую страну процветающей. Я думаю, такое желание у всех у нас есть, дальше начинается достаточно прагматичная работа.

Вопрос: Как вы относитесь к идее разрешить на территории Дальнего Востока то, что может быть запрещено на территории России в целом. Допустим, беспошлинно продавать алкоголь. Насколько это вообще возможно?

А.Галушка: Я могу сказать, что лично отношусь к этому отрицательно. На мой взгляд, это неверное решение. Хочу напомнить, что демографические проблемы в России сохраняются. К сожалению, достаточно высок уровень смертности, особенно среди мужчин трудоспособного населения, хотя за последние восемь лет достигнута очень хорошая, по международным меркам даже выдающаяся динамика решения проблем смертности, она одна из лучших в мире, но сама проблема сохраняется. И наибольший вклад в эту проблему вносит достаточно высокое потребление (по международным меркам) табака и крепкого алкоголя в России. Мы являемся страной, которая в мире лидирует по употреблению этих вредных продуктов. Естественно, установление беспошлинной торговли означает, что их будет потребляться больше. Качество населения от этого не улучшится, здоровее оно не станет, это точно. И уж точно нам это не нужно на Дальнем Востоке.

Вопрос: Но такая идея обсуждалась?

А.Галушка: Я могу сказать, что лично со мной она даже не обсуждалась, потому что со мной ее обсуждать не имеет смысла. Мое отношение сформировано очень давно. Последние 7-8 лет я достаточно активно занимаюсь проблемами демографического развития, и готовили мы предложения по демографическим программам, которые у нас реализуются, мне это глубоко понятно, и моя позиция давно сформирована по этому поводу. То, что Минвостокразвития – Министерство открытое для диалога, работающее в постоянном взаимодействии с обществом, с профессиональными сообществами, с экспертными группами. Мы открыты для любых предложений. И самые разные предложения, порой совершенно дурацкие, поступают в Министерство. Ну разве можно серьезно рассматривать предложение – каждому приезжающему на Дальний Восток бесплатно ящик водки раздавать. Это же несерьезные предложения, но и такие поступают. Они даже не рассматриваются.

Вопрос: Итоги заседания, которое состоялось в октябре, мои коллеги-журналисты оценили как серьезную победу, Вашу победу и полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Часть полномочий Минрегионразвития была перераспределена как раз в ваше министерство. Какие полномочия вы получили и что эти инструменты позволят вам сделать?

А.Галушка: Действительно, с первых же дней ликвидации последствий чрезвычайной ситуации мы фокусировались на развитии Дальнего Востока. Понимая, что с чрезвычайной ситуацией мы все-таки справимся, она будет ликвидирована, и последствия ее будут ликвидированы, но главное – обеспечить динамичное, опережающее развитие Дальнего Востока. Те предложения, которые мы вместе выработали и сформулировали, были рассмотрены на правительственной комиссии. Действительно, в том числе они предполагают передачу части полномочий Министерству по развитию Дальнего Востока. Какие основные полномочия? Прежде всего, это земля – один из важных ресурсов развития. И сегодня мы, понимая, что такое полномочие у нас возникает, прорабатываем вопросы наделения граждан, в достаточно большом объеме, земельными участками. Тех граждан, которые планируют свое будущее на Дальнем Востоке, как из числа живущих, так и переселенцев.

Вопрос: Это будет решать уже ваше Министерство?

А.Галушка: Это будет решать уже наше Министерство, сейчас такие решения готовятся. Второе – это полномочия, связанные с созданием территорий опережающего развития: индустриальных парков, технопарков, агропарков, участие в создании и управлении особыми экономическими зонами. Мы понимаем, что невозможно все и сразу сделать. Невозможно всю и сразу инфраструктуру создать на Дальнем Востоке. И инвестор приходит не вообще на Дальний Восток, и экономика развивается не вообще на Дальнем Востоке, а в конкретных местах. И важно, чтобы это конкретное место, которое мы предлагаем инвестору, предлагаем для развития действующим предприятиям, было сформированным земельным участком, поставлено на кадастровый учет, когда полная правовая определенность и нет никакой двусмысленности в правах на эту землю, когда все градостроительные вопросы решены, необходимая инфраструктура подведена, когда мы можем обеспечить это новое производство квалифицированными кадрами для его развития, когда есть пакет налоговых стимулов для его развития и лучшие или одни из лучших в мире административных процедур. Сеть таких территорий и будет создаваться при активном непосредственном участии Минвостокразвития на основе тех полномочий, которые у нас возникают. И я бы еще отметил третье, очень важное полномочие Минвостокразвития – это полномочие согласовывать государственные программы и федеральные целевые программы иных министерств и ведомств с Минвостокразвития. Мы проанализировали существующие сегодня госпрограммы и ФЦП. К большому сожалению, по большинству из них имеет место удельное недофинансирование Дальнего Востока, то есть в пересчете на одного жителя на Дальнем Востоке целый

ряд наших государственных программ финансируются меньше, чем в иных частях Российской Федерации. Естественно, если мы говорим о национальном приоритете на весь 21 век развития этой территории, если мы говорим о модели комплексного и опережающего развития Дальнего Востока, эта ситуация неприемлема. Возникающие новые полномочия по согласованию с Минвостокразвития всех государственных программ дает нам практический механизм, приоритезацию самых разных государственных программ на цели по развитию Дальнего Востока.

Вопрос: До назначения Министром вы большую часть времени находились, жили в центральной России, в московском регионе. Но ваша работа обязывает проводить время теперь уже на Дальнем Востоке. Как изменилась ваша жизнь?

А.Галушка: Она, конечно, очень изменилась. Жить приходится в самолете. Бывать приходится и на Дальнем Востоке, и в Москве. Я, как член Правительства, должен принимать участие в заседаниях Правительства, которые проходят еженедельно. График, действительно, непростой. Самое главное – когда ты делом занимаешься. Делом настоящим, живым, нужным. И в графике этом он поддается разумному выстраиванию.

Вопрос: В вашей семье не рассматривался вариант переезда на Дальний Восток?

А.Галушка: Семья моя поддерживает меня во всех моих начинаниях. Мы договорились, что несколько первых месяцев нужно в эту ситуацию вжиться, нужно понять ее внутреннее содержание, ее ритм. И после этого мы примем самое верное решение.

Вопрос: Вы 4 месяца на новом посту. Что вам действительно удалось сделать, будучи министром?

А.Галушка: Да, прошло чуть больше 100 дней с моего назначения. Первое – это, конечно же, активнейшее участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, это интенсивная работа со всеми федеральными органами исполнительной власти и с регионами, в ходе которой наладились нормальные рабочие контакты и внутри Правительства, и с субъектами Российской Федерации.

Второе – сформирована новая управленческая команда Министерства развития Дальнего Востока. Пришли молодые, компетентные, умные люди, каждый из которых уже имеет за спиной свою личную историю успеха в том или ином вопросе.

Третье – мы, помимо ликвидации ЧС, предложили и смогли перезапустить повестку развития Дальнего Востока, смогли сформулировать и предложить конкретные механизмы, которые способны реально прагматично обеспечить опережающее развитие Дальнего Востока и приступили к ежедневной практической работе на земле по всем этим вопросам.

Ну и четвертое – в рамках ликвидации чрезвычайной ситуации Министерство активно работало с разными сообществами, добровольческими объединениями. Более миллиарда рублей благотворительной помощи, собранной помимо акции «Всем миром», собрано добровольческими объединениями и эти средства доводятся до пострадавших.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика