В альбом к 150-летию дальневосточной фотографии вошли и работы мастеров из Еврейской автономной области
Альбом приморского отделения Союза фотохудожников России и Тихоокеанского союза фотохудожников подготовлен к 150-летию дальневосточной фотографии. Как заявили в предисловии организаторы проекта, это не только «долг памяти пионерам фотографии, но и плановая работа по фотоархивизации российской истории». Среди тех, кто «остановил мгновение», важное для понимания времени и людей, которые тогда жили, немало и членов общества фотоискусства ЕАО. Об этом передает ДВ-РОСС.
— Начало дальневосточной фотографии принято считать от 1862 года. Представьте, в России всего год назад отменено крепостное право, а на её, наверное, самой дальней окраине, куда порой «свежие» журналы доходили через два года, уже появилось это изобретение века. В юбилейный фотоальбом вошли 450 снимков, признанных составителями лучшими за полтора века. И то, что среди них немало работ наших земляков и вашего покорного слуги — большая честь для нашего профессионального сообщества, — говорит председатель общества фотоискусства ЕАО Ефим Вепринский, привезший в Биробиджан экземпляр удивительного издания. И напоминает, что объединить региональные и частные фотоархивы для юбилейного издания смог приморский фотохудожник Владимир Луганский, который начал поиск материалов по данной теме более сорока лет назад, а также подключил коллег из московского «Дома фотографии».
Но сначала немного об истории дальневосточной фотографии, пишет «Биробиджанская звезда».
Первая фототехника была громоздкой и хрупкой во всех отношениях. Например, вместо компактной фотоплёнки в рулончике (сравнивать даже это с цифровой камерой не стоит) им приходилось пользоваться стеклянными фотопластинками. И такие хрупкие «плёнки» и негативы умудрялся знаменитый Владимир Клавдиевич Арсеньев перевозить в своих экспедициях на себе, в конских вьюках, на лодках по нехоженой тайге, горам, бурным рекам! И они сохранили до наших дней лица его мужественных соратников, аборигенов тайги, виды первозданной природы наших родных мест.
Первопроходцы дальневосточной фотографии были родом из Херсона и Екатеринославля, Петербурга и Депта (Тарту), из Москвы и Парижа! Интересно, что коммерческой фотографией в салонах дальневосточных городов нередко занимались… японцы. А вот учиться мастерству японские фотографы конца XIX — начала ХХ века не стеснялись у мастеров Владивостока и Хабаровска.
Благоговейный трепет вызывают изображение фотомастерской Александра Хлебникова в Никольск-Уссурийске 1893 года или портрет бытописательницы Владивостока… американки Элеоноры Прей 1894 года.
Многочисленные фото айнов, нивхов, бродяг-манзы (манцзы), оленных тунгусов (эвенков), корейцев («Корейцы. Суд над вором», 1867) сделал купец 2-й гильдии из Николаевска-на-Амуре Владимир Ланин. Старейшая его работа датирована 1860 годом! Так, может быть, время возникновения ДВ-фотографии стоит перенести вперёд ещё на пару лет?
Коллега Ланина — также фотограф и купец — Эмиль Нино — родился в Париже и так же был одним из первых фотографов на Дальнем Востоке. Его снимки не менее уникальны. Причём парижанину удавалось проникнуть со своей фотокамерой в самые запретные места и заснять самые интимные сцены быта тогдашних дальневосточников — от медвежьего праздника и свадьбы гиляков (нивхов) до японских гейш (фото деликатно названо «Подруги», 1894).
В золотой фонд дальневосточной фотографии вошли и работы Владимира Менделеева — сына знаменитого химика: «Эскадра цесаревича в Японии. 1891» и «Первый поезд во Владивостоке выходит с места закладки железной дороги. 19 мая 1891 года». Владимир Мацкевич, Г.К. Лотоцкий (точнее имя неизвестно) и Алексей Кузнецов тоже запечатлели строительство Транссиба и западного участка Амурской железной дороги, и как на смену оленям идут паровозы…
В юбилейный альбом (первую часть) вошли фотографии Михаила Архиповича Шестопалова — многолетнего фотокора «Биробиджанской звезды», уже ушедшего от нас. На одном из его фото — Владимир Израйлевич Пеллер. К сожалению, в приморском альбоме в подпись к его фото вкралась ошибка: В.И. Пеллер — Герой Социалистического Труда, а не Герой Советского Союза, и снимок никак не мог быть сделан в 1995 году, как указано, поскольку его герой скончался в 1978-м. Вероятно, это дата напечатания снимка. Не все негативы М. Шестопалова сохранились.
Проживающий в Хабаровске Игорь Симонов также «выступает за ЕАО» — он член Союза фотохудожников России, поскольку в Хабаровском крае единого регионального общества не существует, а областное фотообщество ещё и входит в Тихоокеанское, международное. У него интереснейшие снимки — художественные и документальные о жизни народов Севера — на Чукотке, Камчатке, в Магаданской области. Ряд фотохудожников-благовещенцев — почётные члены общества фотоискусства ЕАО: Александр Терещенко (сейчас работает на Камчатке), Станислав Зверев, Сергей Петрухин, Андрей Коваленко.
Обратили на себя внимание опытных сотрудников нашего издательства и снимки приморца Анатолия Пожидаева. Он учился в Биробиджанском культпросветучилище. В альбоме один из снимков подписан: «Средний брат — писатель Виктор Пожидаев». В 1979-1982 годах Виктор был корреспондентом и ответственным секретарём «Биробиджанской звезды», здесь же всерьез занялся прозой, его первый рассказ был опубликован в сборнике «Волшебное дерево» («Хабаровское книжное издательство», 1974). Сегодня «биробиджанец» Виктор Пожидаев — член Союза писателей России и член «Русского ПЕН-центра», Международной ассоциации писателей. Живёт в деревне Михайловка Чугуевского района Приморского края. Вот такая встреча с коллегой произошла на страницах фотоальбома…
А работы Ефима Вепринского и другого биробиджанца — Вадима Чухрия — помещены на одном развороте. Оба они продемонстрировали мастер-класс классической чёрно-белой фотографии. Интересно, как «ретро» Вепринского из начала 70-х перекликается и продолжается аналогичным стилем работ Чухрия, выполненным в 2008-2010 годах. Провинция, кажется, не торопится входить в XXI век. Но разве этими фотографиями она в него уже не вошла? Вошла и утвердилась!
Добавить комментарий