Исследовательница, работавшая с Гагариным, рассказала о подготовке к историческому полету
Ровно 80 лет назад, 9 марта 1934 года, родился Юрий Гагарин — первый человек, совершивший полет в космос.
Мало кто знает, что Гагарин был не в восторге от разработанного в СССР рациона космонавтов, спорил с учеными во время испытаний и пел в барокамере. Своими воспоминаниями о том, каким он был и как проходил подготовку к своему историческому полету, поделилась с корр.ИТАР-ТАСС ведущий научный сотрудник, заместитель завотделом ИМБ РАН Ирина Пономарева. Она была одним из лаборантов, работавших с Гагариным, передает ДВ-РОСС.
Суть эксперимента
В 1960 году начался отбор в группу космонавтов для первого полета. Проводились различные исследования кандидатов, в том числе в сурдобарокамере: кандидат в космонавты закрывался на 10-15 суток в барокамеру со звуконепроницаемыми стенами, в которой исследовалось влияние на человека измененного давления при сенсорной депривации (отсутствие света и звука).
По словам Пономаревой, Гагарин был пятым в числе кандидатов в космонавты. Он жил в барокамере 10 суток, «как в закрытой бочке «. Эксперимент был направлен на изучение нервно-психологических реакций. Режимы исследования были разные, существовал определенный распорядок дня.
Заместитель завотделом ИМБ РАН описала рабочее место космонавтов в сурдобарокамере как «кресло наподобие сидения в пассажирских самолетах» со своей системой жизнеобеспечения. На ночь оно раскладывалось, и космонавты имели возможность спать. Одеяла и подушки им передавали заранее, так как в барокамеру никто не входил, а все необходимые анализы проводились до и после эксперимента.
Питание на все дни также заносилось заранее и было расфасовано по коробкам. Это был специальный рацион — то, что космонавты должны были употреблять на орбите.
По воспоминаниям Пономаревой, Гагарину не вся еда приходилась по вкусу. В дневнике, который он вел в ходе эксперимента, он поставил питанию не самую высокую оценку.
Также она рассказала ИТАР-ТАСС о том, что в сурдобарокамере существовала система сигнализации, с помощью которой космонавт сообщал о своих действиях. Утром Гагарин информировал экспериментаторов о пробуждении, зажигая лампочку. После утренней зарядки сам записывал отчет на магнитную ленту.
Одной из особенностей поведения Юры во время эксперимента было то, что он постоянно что-то напевал
Пономарева пояснила, что для космонавтов были разработаны методички, регламентирующие их действия в сурдобарокамере в течение всего дня. Лаборанты общались с космонавтами с помощью специальных кодов, используя трехцветные лампочки. Например, можно было сообщить космонавту, чтобы тот поправил электрод, снимающий энцефалограмму, на определенном участке головы.
«Одной из особенностей поведения Юры во время эксперимента было то, что он постоянно что-то напевал, — вспоминает Пономерева, подчеркивая, что «песни» космонавта были записаны и переданы в архив. — Безусловно, Юрий запомнился врачам своей приветливостью, общительностью, веселостью. Это был человек с хорошим, добрым чувством юмора, он любил шутить».
Описывая детали эксперимента, заместитель завотделом ИМБ РАН отметила, что иллюминаторы в барокамере были заклеены изолентой, чтобы полностью исключить контакт испытуемого с окружающим миром. Оставлялись лишь небольшие надрезы, через которые врачи могли наблюдать за тем, кто внутри. Позже в капсулы поставили телекамеры, которые транслировали изображения на телевизионный пульт. При этом речь космонавта транслировалась в репродуктор.
Гагарин всегда приветствовал новую смену врачей, подчеркнула Пономарева. «Он интересовался жизнью их родных и близких, передавал приветы, хотя не мог их видеть и слышать. Рассчитывал и помнил отлично, кто, когда заступает, и о семьях, друзьях помнил», — вспоминает исследовательница.
Рассказывая о наиболее запомнившихся моментах, Пономарева поделилась историей о том, как Гагарин над ней подшутил.
«Он работал в барокамере по сдвинутому графику, ложился спать в 11 часов дня и просыпался в 11 вечера. Ночью он бодрствовал. Была моя ночная смена, отчет Гагарина уже прошел, в комнате с барокамерой, где мы работали, свет был приглушен. И вдруг раздается командный голос: «Внимание, подлетаем к Венере, пройдено 40 миллионов км, лаборант Лебедева (это моя девичья фамилия), организуйте посадку!», — рассказала заместитель завотделом ИМБ РАН. —
Я, будучи дочерью офицера, часто бывавшая на военных сборах и привыкшая к командному голосу, сначала пыталась что-то ответить, на что мы по инструкции не имели никакого права. Но потом, сообразив в чем дело, выключила связь».
Пономарева также отметила, что Гагарин не всегда соглашался с планом эксперимента, мог спорить с учеными, но это «всегда было в очень доброжелательной и шутливой манере».
Исследовательница сообщила, что сурдобарокамера, в которой проходил подготовку Гагарин, сейчас находится в музее в городе Гагарин (бывший Гжатск, Смоленская область). По словам Пономаревой, оригинальный образец барокамеры был сильно поврежден во время пожара, однако позже она была восстановлена, модернизирована и использовалась для других экспериментов.
Добавить комментарий