Правительственная комиссия поддержала отмену системы квотирования рабочих мест для мигрантов
Несмотря на возражения Минтруда, правительственная комиссия по миграционной политике, прошедшая на прошлой неделе под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, поддержала отмену системы квотирования рабочих мест для мигрантов. Эти квоты для гастарбайтеров из безвизовых стран были введены в 2007 году. По итогам заседания утверждены поправки в законопроект, по которому бизнес сможет привлекать к труду мигрантов на основании патентов на трудовую деятельность иностранцев. Об этом «Известиям» сообщили два источника, знакомые с итогами мероприятия, и подтвердили в секретариате первого вице-премьера, передает ДВ-РОСС.
Законопроект, разработанный Федеральной миграционной службой (ФМС), вносит поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». По этим поправкам организации и индивидуальные предприниматели смогут нанимать мигрантов на основании патентов (ранее патенты выдавались только для работы у физлиц, с 2010 года). Новая норма распространится на иностранцев, въезжающих в Россию в безвизовом порядке — для этой же категории и введено квотирование в 2007 году (до того квоты распространялись на работников из «визовых» стран). По данным ФМС, доля иностранцев из безвизовых стран среди зарубежных работников в России составляет около 80%. В их число входят граждане из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и др.
Срок действия этого нового «корпоративного патента гастарбайтера» планируется установить в пределах от одного до трех месяцев с возможным продлением максимум на год. Патент будет действовать только в том субъекте, где приобретен. По словам источников «Известий», планируется установить федеральный минимальный уровень цены патента (предлагается установить в район 1–1,5 тыс. рублей в месяц), который субъекты смогут повышать. Сейчас патентная система для мигрантов применяется исключительно при их трудоустройстве у граждан, которые привлекают иностранный труд для личных целей, не связанных с бизнесом, например для домашних нужд. Стоимость такого патента составляет 1 тыс. рублей за каждый месяц его использования.
Применение патентной системы при трудоустройстве иностранцев в компании и к ИП предусмотрено «Концепцией государственной миграционной политики» до 2015 года. В соответствии с ней и был разработан законопроект.
Но текущая версия данного проекта предусматривает переход на патентную систему и одновременно определение предельного количества патентов, которые сможет выдать субъект.
— А это то же самое квотирование, — говорит источник, знакомый с ходом заседания правительственной комиссии по миграционной политике. — Участники заседания пришли к выводу, что необходимости в установлении предельного количества патентов нет.
Согласно постановлению правительства, квота на привлечение иностранных работников в Россию в 2014 году составляет 1,6 млн человек (в 2013 — 1,7 млн человек). Например, в Санкт-Петербурге в этом году разрешение на работу смогут получить 136 тыс. мигрантов, в Волгоградской области квота составит одну тыс. человек. Платить мигрантам, которые проходят по квотам, в казну, впрочем, тоже нужно — пошлина за разрешение на работу равна двум тыс. рублей. В августе прошлого года ФМС выступила с предложением отменить квоты и изменить порядок получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы для работодателей.
Как пояснил вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, в рамках патентной системы предусмотрен иной механизм управления миграционным потоком, который фактически заменяет систему квотирования. Речь идет о предоставлении субъекта права определять стоимость патента в зависимости от ситуации на рынке труда.
— При отсутствии потребности в привлечении трудящихся мигрантов определенной специальности достаточно в конкретном регионе установить более высокую стоимость патента именно для этой специальности, и тогда его покупка для иностранных работников будет экономически невыгодна. И наоборот, для тех специальностей, в отношении которых существует дефицит рабочей силы, устанавливать минимальную стоимость патента. Таким образом регулировать миграционный поток, — рассуждает Корочкин.
Против отмены квотирования иностранной рабочей силы выступает Министерство труда и социальной защиты. В ведомстве считают, что это приведет к развалу рынка труда. Ведь в случае напряженности на рынке труда с помощью квоты правительство устанавливает ограничения на привлечение иностранцев, как это было в кризис, когда квоту фактически вдвое уменьшили.
Работодатели говорят, что система квотирования рабочих мест для иностранцев неэффективна, поскольку для привлечения нужного специалиста приходилось примерно за год подавать в ФМС заявку, чтобы получить квоту. Потом необходимо уведомить ФМС о приеме мигранта, а также каждый раз извещать о предоставлении ему отпуска и о расторжении с ним трудового договора. Для получения же патента понадобится всего несколько документов: миграционная карта, заявление на патент, документ, удостоверяющий личность, а также медицинская справка и документ о минимальном знании русского языка. Даже если нет заранее оговоренного места работы, иностранец сможет получить патент на срок от одного до трех месяцев и на законных основаниях искать себе работу.
По словам ведущего юриста адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Андрея Кузьмина, перевод на патентную систему и отмена квотирования находятся в русле принятого курса госполитики. Он направлен на легализацию мигрантов, которые незаконно работают в России. А самый простой способ, по словам эксперта, заставить работодателей и трудовых мигрантов соблюдать закон — это упростить порядок получения разрешительных документов.
Патентная система, апробированная при трудоустройстве у граждан, показала результаты: сообщалось, что из тени удалось вывести более одного млн мигрантов.
— Управление же миграционным потоком через определение стоимости патента является эффективным, носит рыночный характер, не зависит от субъективного усмотрения чиновника, — говорит Кузьмин. — Можешь заплатить — работай, не можешь — ищи другую специальность. Злоупотребления при установлении стоимости патента на уровне региона маловероятны. Единственное — не исключено, что некоторые работодатели попытаются привлекать работников по самым дешевым патентам на работы, требующие большей стоимости, — говорит Кузьмин.
Представитель первого вице-премьера считают, что новый механизм трудоустройства мигрантов требуется обкатать в субъектах, организовав контроль за тем, не возникают ли при этом какие-либо коррупционные угрозы или другие злоупотребления со стороны мигрантов и участников рынка. Через некоторое время после введения патентной системы результаты действия нового механизма рассмотрят на правительственной комиссии по миграционной политике.
Юрист практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «CMS Россия» Асида Агрба указала, что негативные последствия миграции состоят в том числе в огромных экономических потерях государства из-за недополучения бюджетом платы за использование иностранной рабочей силы. Именно поэтому периодически возникают такого рода предложения, одним из которых и была возможность выдачи патентов иностранным работникам для работы у юрлиц. Юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков отметил, что в 2013 году мигрантам выдали 1,5 млн патентов на работу у граждан, а за три года действия патентов их было выдано около 3,5 млн. Как рассказали «Известиям» в ФМС, за три года общий доход властей от мигрантских патентов составил 21 млрд рублей.
Руководитель пресс-службы ФМС Залина Корнилова сообщила «Известиям», что, по прогнозам ее ведомства, принятие законопроекта позволит легализовать еще как минимум несколько миллионов трудящихся в России иностранцев. По официальным данным ведомства на март 2014 года, всего в России находятся 10,6 млн иностранцев и лиц без гражданства — больше всего в России граждан Узбекистана (2,3 млн человек), Таджикистана (один млн человек), Казахстана (566 тыс. человек), Кыргызстана (526 тыс. человек).
Добавить комментарий