КАМЧАТКА: ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРИРОДОЗАЩИТНИКОВ ХАРАКТЕРНО ТЕНДЕНЦИОЗНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ СИТУАЦИИ НА ПОЛУОСТРОВЕ
Вызывает интерес мексиканский ваш конгресс…
Делегация Камчатского края побывала на Всемирном конгрессе дикой природы «WILD-9», который прошёл с 6 по 13 ноября в мексиканском городе Мериде. Это природоохранный форум с более чем 30-летней историей. Конгресс проходит каждые 3-4 года в различных странах. Под его эгидой собираются представители правительственных агентств, частного сектора, коренных народов, неправительственных организаций и научного мира.
В конгрессе, прошедшем в Мериде, участвовали 1 500 представителей более чем из 60 стран мира. Его девиз: «Дикая природа – лучший союзник климата».
Второй раз в этом природоохранном форуме приняла участие делегация особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и природоохранных организаций Камчатского края. Проблемам полуострова была посвящена 2-дневная сессия, а также часть пленарного заседания конгресса.
Поездку камчатской делегации на форум оплатили проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Камчатки», Фонд WILD, Фонд охраны дикой природы (WWF) и Международный консорциум по управлению ООПТ (СIРАМ).
В состав делегации Камчатки вошли: координатор проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Камчатки» Андрей Стариков, сотрудник учебно-методического центра Ассоциации ООПТ Камчатки Анна Черникова, представители Кроноцкого заповедника Татьяна Гульбина и Анна Завадская. Они выступали с докладами и презентациями на различных секциях конгресса. Доклад о непростой ситуации в крае представила председатель Камчатского общества экотуризма гражданка США Марта Мэдсен.
Разделяй и властвуй, или О чем молчат «зеленые»
Для зарубежных природозащитников, к слову сказать, характерно тенденциозное освещение ситуации на Камчатке. Достаточно вспомнить позапрошлогоднюю поездку местных и американских «экологов» в Корею. Тогда члены делегации направили открытое письмо премьер-министру и министру экономики Республики Корея, где предложили отказаться от финансирования разработки Западно-Камчатского шельфа. Обращение было подписано общественными организациями США и Кореи. Правительство азиатской страны отказало экологам, объяснив, что государству нужны энергоресурсы, а отменить проект можно, только если изменится внешнеполитичекие курсы России и Южной Кореи.
Почему-то никто из экологов не возмущается разведкой месторождений нефти и газа на дне Северного Ледовитого океана, которую целенаправленно ведут компании США. Хоть бы одна «зеленая» любительница природы что-нибудь сказала. Примолкли все и про морскую живность – рыбок, птичек, зверушек арктических не вспомнили. Нужно на чужих территориях порядки наводить, особенно на предмет «где бурить, а где погодить».
Избирательный подход свойствен и камчатским «зеленым». Они подняли бурю протеста против пробного бурения Западно-Камчатского шельфа. Но никто из них и словом не обмолвился о том, что в районе поселка Воямполка уже в течение нескольких лет ведёт разведку нефтяных месторождений канадская компания «Си-И-Пи интернейшнл». Какое-то время назад над буровыми вышками гордо развевался белый флаг с ярко-красным кленовым листом. При проверке ФМС обнаружились и нарушения миграционного законодательства бурильщиками.
Правда, сейчас канадцы ведут лишь разведочные работы и в ближайшее время разрабатывать скважины не собираются. Их стратегия вполне соответствует теории «Золотого миллиарда». США и другие развитые страны стремятся разведать и «заморозить» месторождения природных ресурсов, чтобы использовать их в будущем.
Отнюдь не смешными в данном контексте выглядят также заявления бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт и представителей некоторых неправительственных фондов о том, что природные ресурсы Сибири, севера и северо-востока России являются международным или исключительно национальным достоянием малочисленных народов Севера.
Политика «разделяй и властвуй» уже приводила к «параду суверенитетов» национальных округов на территории России. Ничего хорошего для коренных жителей, впрочем, не только для них, из этого не вышло. Складывается впечатление, что в этой ситуации аборигены, как и вопросы экологии, становятся лишь разменной картой в большой политической игре.
Активность на территориях «потенциальных друзей»
Разумеется, ничего плохого в «зелёной» идее нет, если она действительно работает во спасение природы, а не в чьих-то корыстных интересах.
Пока же в стратегические планы США входит интернационализация Северного морского пути, проходящего вдоль российского полярного побережья, имеющего стратегическое значение. Цели можно достичь путём объединения коренных народов Севера Чукотки, Аляски и Камчатки под эгидой ООН, чем в настоящее время и занимаются представители Алеутской международной ассоциации (АМА) под предводительством Виктории Гофман, при полном взаимодействии и сотрудничестве с Всемирным фондом охраны дикой природы.
Одним из таких проектов стала «Беринговоморская сеть системных наблюдений» (БССН). Его инициатор и руководитель – Алеутская международная ассоциация (АМА). Данные поступают в Национальный фонд по науке США, который финансирует программу. Это международный проект 2008/2009 Полярного года, выполняемый Алеутской международной ассоциацией в сотрудничестве с Университетом Аляски, программой ООН по защите окружающей среды «GRID-Arendal» и комиссии по знаниям коренных народов Аляски, при содействии рабочей группы Арктического совета по сохранению арктической флоры и фауны.
Любовь по расчету
В БССН вошли шесть сёл побережья Берингова моря. Три населённых пункта расположены на Аляске. В проект включены село Канчалан на Чукотке, а также Тымлат и Никольское на Камчатке.
Проект заключается в постоянном мониторинге изменений состояния окружающей среды. Его инициаторы обещают помочь местным жителям довести до учёных и правительства традиционные знания и наблюдения о состоянии окружающей среды в их посёлках.
Любопытно, что выбранные американскими учёными населённые пункты совпадают с местами, где Алеутская международная ассоциация проводила другие исследования. Камчатская пресса писала о том, что в 2004 году учёные под эгидой АМА занимались сбором образцов крови и плаценты у коренных жительниц побережья Берингова моря. В родильных домах полуострова врачи брали пробы биологического материала. Пробирки с образцами улетели в Санкт-Петербургский институт, там их следы и теряются.
Подобное беспокойство американцев о здоровье аборигенов северо-восточных границ России вызвано тем, что с 1965 по 1971 годы на острове Амчитка Алеутской гряды янки произвели три подземных ядерных взрыва. Более того, не так давно из могильника радиоактивных отходов произошла утечка. Уровень радиации на Алеутских островах в десятки раз превышал норму, напоминает «Камчатский край». Не могли не пострадать близлежащие побережье Чукотки и Командорские острова.
Однако не все аборигены понимают, о чём идёт речь. Жители Тымлата удивлены тем, что их приглашают участвовать в различного рода опросах. Причём анкеты раздаёт представитель местного самоуправления – заместитель главы поселковой администрации Светлана Петросян. Согласно официальному докладу БССН госпожа Петросян провела 91 опрос. Но почему должностное лицо занимается непонятной деятельностью?
Интервьюерством для БССН в селе Никольском промышляет Нина Кияйкина. В начале 1990-х дама рьяно пропагандировала «рай без русских» на Алеутских островах. Тогда же у неё проснулась любовь к подданным империи со звездно-полосатым флагом. Занимая пост директора краеведческого музея, в 1993 году Нина Кияйкина подружилась с американкой Сюзан Свиболд и канадкой Хелен Корбетт, которые активно поддержали её взгляды и давали советы, как создать благоденствие для островитян без русских.
Более того, Нина Кияйкина оказывала им всяческое содействие в поиске палеонтологических находок, которые иностранки вывезли за рубеж. Как сообщала газета «АиФ», в 1996 году они переправили в Петропавловск груз внушительных размеров. Говорят, что в ящике находился скелет исчезнувшей коровы Стеллера, представляющий огромную научную ценность.
А когда сотрудники Командорского заповедника попытались препятствовать расхищению национальных богатств, дамы устроили международный скандал. В прессе стали появляться их статьи о бедственной жизни на Командорах. Мировой общественности демонстрировались самые негативные моменты жизни аборигенов. Иностранки писали о противоправных действиях администрации Камчатской области в отношении алеутов и о «ненужности» заповедника, который мешает вести исконный промысел коренному населению. При этом дамы с гордостью рассказывали, как участвовали в браконьерском промысле топорков.
Их статьи едва не сорвали престижные Стеллеровские чтения, проходившие в 1997 году в Галле. Немалых усилий стоило восстановить авторитет российской науки.
Сюзан Свиболд и Хелен Корбетт с островов выдворили компетентные органы, закрыв им въезд на территорию страны на 3 года. Однако палеонтологические находки, представляющие огромную ценность, для России, потеряны навсегда. Вот такая у иностранок получилась любовь к аборигенам – по расчёту.
Куда уплывают миллионы?
Впрочем, не всегда добрые господа из-за границы действуют с сугубо корыстными целями. Многие экологические организации готовы жертвовать немалые средства на защиту природы полуострова. На эти цели на Камчатку идут значительные инвестиции, в которых очень заинтересован край. О потребности в них часто говорится в средствах массовой информации, тема активно обсуждается на форумах. Высказывается мнение, что капиталовложений в экономику края недостаточно. Планируемое привлечение австрийцев, итальянцев, аргентинцев и других иностранных инвесторов преподносится как значительное достижение.
Однако говорящие об этом, видимо, не знают реальной ситуации. Инвестиции в Камчатский край давно поступают, и направлены они на конкретные цели. Только Фонд Гордона и Бетти Мурр выделил местным природозащитным организациям гранты в сумме около 20 млн долларов. В 2008 году за использование 9,6 млн отчитался камчатский офис ПРООН ГЭФ, о чём сообщали местные и иностранные СМИ. Причём в реализации этих программ активно участвовали и госчиновники, например, бывший руководитель «Севвострыбвода» М. Королев.
Куда же уходят эти деньги, словно вода в песок? Львиная доля средств расходуется на различные пиар-акции и оплату деятельности офисов местных экологических организаций. Большие суммы оседают в карманах местных помощников «зелёных», что не нравится их хозяевам. Именно по этой причине в 2006 году сменилось руководство камчатского и российского офисов ПРООН. Ушли небезызвестные руководитель камчатского офиса в 2002-2005 гг. Юрий Кармадонов и его непосредственный куратор – дипломат ООН Стефан Василев, который также в 2005 году нарушил на полуострове правила пребывания иностранцев, а Кармадонов активно оправдывал его по местному телевидению.
Видимо, не случайно после аудиторской проверки камчатских отделений ПРООН, Центра дикого лосося (ЦДЛ) и WWF, которую Фонд Гордона и Бетти Мурр провел в июне прошлого года, сменился американский руководитель российских проектов ЦДЛ. Эту должность заняла известная на Камчатке природозащитница Лора Уильямс, зарекомендовавшая себя не с лучшей стороны. Пару лет назад эта гражданка США работала в камчатском отделении WWF как гастарбайтер, то есть не имея разрешения на трудовую деятельность в РФ.
В настоящее время «российские партнёры и сподвижники» таких международных экологических организаций как Фонд охраны дикой природы (WWF) и Центр дикого лосося (ЦДЛ), российский проект которого с 2009 года возглавила известная нам Лора Уильямс, активно ищут и находят спонсоров своей деятельности. В том числе – среди крупных российских предпринимателей, представляющих интересы горнорудных компаний, работающих на Камчатке. Интересно то, что их усилия дают плоды. Ряд владельцев горнорудных предприятий готовы профинансировать проекты ЦДЛ и WWF, досконально не проанализировав деятельность этих фондов на Камчатке и в других регионах РФ. В том числе – их стратегию в отношении горнорудной отрасли.
Среди получателей инвестиций стала доброй традицией практика отчитываться одновременно и за выделенные гранты, и за бюджетные деньги, получаемые государственными учреждениями. Так произошло в Кроноцком заповеднике. Заповедник и общественные экологи включили в отчеты одни и те же мероприятия, проведённые на средства, полученные на восстановление Долины гейзеров для грантодателей и государства. Попробуй проверь!
Помимо Фонда Гордона и Бетти Мурр, в числе радетелей за дикую природу края стоят также грантодатели из PERK, WWF Германии, программ ООН и другие зарубежные организации. Деньги, выделенные ими, как принято сейчас говорить в России, расходуются «эффективными» топ-менеджерами «зелёных» офисов на не всегда понятные цели.
Жаль, что пока в вопросах защиты окружающей среды официальные государственные органы и общественные экологи не находят должного взаимопонимания. Вероятно, следует консолидировать усилия по сохранению окружающей среды, а не вести себя как Лебедь, Щука и Рак в одноименной басне И. Крылова, завершившейся словами: «А воз и ныне там».
Сергей СЕМЁНОВ
Добавить комментарий