РАН: СОЗДАНЫ ТЕХНОЛОГИИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПОЛУЧАТЬ СЕТЧАТЫЕ КОНСТРУКЦИИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ АНАЛОГОВ
Доклад посвящен описанию технологии изготовления и оценке эффективности применения композитных сетчатых геодезических конструкций, обладающих исключительно высокой степенью весового и экономического совершенства и не имеющих аналогов в зарубежной технике.
Сетчатые конструкции образованы системой рёбер, изготовленных из современных композитных материалов методом автоматической намотки на станках с программным управлением. Идея сетчатой конструкции предложена и впервые реализована применительно к металлическим конструкциям В.Г. Шуховым. В сочетании с высокой удельной (по отношению к плотности) прочностью и жёсткостью волокнистых композитных материалов и возможностями технологии непрерывной намотки она позволяет получать конструкции с уникальными характеристиками, значительно превышающими соответствующие показатели традиционных подкреплённых и трёхслойных конструкций изготовленных как из металлов, так и из композитов.
Сетчатые конструкции предложены в 80-х годах в Центральном НИИ специального машиностроения (ЦНИИСМ) и в настоящее время изготавливаются серийно применительно к ракетному комплексу Тополь-М и космическому носителю Протон-М. На стадии экспериментального производства находятся космические платформы, разрабатываемые в Центре информационных спутниковых систем им. М.Ф. Решетнева, а на стадии проектирования – конструкции космических носителей РКК Энергия им. С.П. Королева.
Разработанные в России сетчатые композитные конструкции получили признание за рубежом (Russian Anisogrid Structures). Изготовленные в ЦНИИСМ переходные отсеки полезной нагрузки широко используются для запуска информационных спутников зарубежного производства космическим носителем Протон-М. Достигнуто соглашение с компанией RUAG Space Sweden, разрабатывающей системы разделения для основных зарубежных космических носителей (Arian, Titan, Atlas), о возможном использовании сетчатого переходного отсека для этих носителей.
В последние годы композитные геодезические конструкции рассматриваются ведущими отечественными и зарубежными авиастроительными компаниями в качестве перспективных элементов планера пассажирского самолета нового поколения. В ЦНИИСМ осуществляется проектирование и изготовление экспериментальных конструкций применительно к самолётам, разрабатываемым компаниями Boeing и Airbus Industries. В текущем году завершён эскизный проект геодезической композитной конструкции секции фюзеляжа, стабилизатора и концевой части крыла отечественного пассажирского самолета МС-21.
Принявший участие в обсуждении научного сообщения В. Васильева Председатель Научного совета по проблемам машиноведения и технологических процессов РАН академик Константин Колесников отметил, что «США и Франция широко используют эти технологии в переходных отсеках для ракет. Если заменить металлические конструкции, мы выиграем в высоте и дальности полета».
Директор Института проблем международной безопасности РАН академик Андрей Кокошин подчеркнул, что эти разработки имеют огромное значение, «могут обеспечить безопасность существующих конструкций беспилотных летательных аппаратов гражданского и военного назначения. Ракета континентальной дальности может вернуться в строй. Уровень кооперации нуждается в радикальном обновлении».
По мнению директора Объединённого института высоких температур РАН, руководителя Совета по координации научных исследований по направлению «энергоэффективность и энергосбережение, включая вопросы разработки новых видов топлива» академика Владимира Фортова в представленой теме Россия занимает передовые позиции.
Добавить комментарий