МЫ ДЕЛАЕМ ВИД, ЧТО ЧТО-ТО ДЕЛАЕМ, А НА САМОМ ДЕЛЕ…
ВЛАДИВОСТОК, 12 февраля, ДВ – РОСС. Автоконвейер на «Соллерсе» запущен 29 декабря 2009 года, и даже автомобили уже сходят с его «стапелей». Так считает вся Россия, увидев телесюжет о собранном во Владивостоке для Берлускони автомобиле УАЗ Patriot. Но мы-то тут знаем, что конвейер не работал ни до 29 декабря, ни даже после.
Обманный запуск и тут же простой потом объяснили традиционным январским «отложенным спросом», словно до этого мы хватали продукцию отечественного производства, давясь в очередях…
Трехпроцентной безработицей поразил губернатор Дарькин президента Медведева на встрече с ним в середине минувшего декабря. В те же дни сайт Примстата, ссылаясь на методологию Международной организации труда, давал цифру безработицы в крае 10,9 % (см. http://www.primstat.ru/digital/region9/2007/OPER_T2.htm).
Выборная система, существующая в России, по Путину «не должна дрожать, как жидкий студень, при каждом к ней прикосновении». Она и закаменела, настолько, что в Приморье на выборах (14 марта) в местные представительные органы власти долго не могли найти достаточно желающих, чтобы покрыть все избирательные округа. Словом, не только голосовать не хотим, но и избираться (гарантированно (!) начальствовать, в вертикаль встраиваться, деньги пилить, ответственность брать) уже тоже.
«Со времен генерал-губернаторов Восточной Сибири… основной задачей властей остается заселение этих земель, – говорил Сергей Дарькин на утверждении своей кандидатуры на должность губернатора на третий срок перед депутатами ЗС ПК. – Как только важность Дальнего Востока для России была подкреплена реальными проектами, количество уезжающих и приезжающих сравнялось». По данным Примстата, в 2009 году из края уехало 26930 человек, приехало – 24880. И кто они, новые приморские? Как свидетельствуют специалисты Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, 70 % мигрантов из СНГ, в основном приезжают из сел, 50 % не имеет профессионального образования, 9 % плохо знает русский, 28 % знает «не очень хорошо» (данные 2008 года). Иными словами, выходцы из Средней Азии, вдруг собравшиеся на заработки в РФ, из тех, кто осилил школу и говорит по-русски, большей частью оседают в Казахстане, в Западной и Восточной Сибири. А до нас почему-то доезжают наиболее маргинальные личности, из тех, кто «не очень хорошо». Лично была свидетелем, как в бухте Аякс южный человек – строитель ДВФУ долго пытался что-то сказать группе журналистов. Мы его поняли, когда он сигарету достал: огня просил, оказывается.
Владимира Путина очень обидели лозунги, звучавшие 31 января на митинге в Калининграде (там требовали отставки правительства). Премьер до митинга в Калининграде где жил? Или ему не доложили про митинг с требованием отставки его и губернатора Дарькина в марте 2009 года во Владивостоке? Или в Рязани и Волгограде, Ульяновске, Калуге, Тамбове, Магадане, состоявшихся уже в этом году… Одну из версий, объясняющую столь шоковое состояние премьера после калининградских событий, эксперты видят в благожелательных докладах о настроениях в области полпреда в регионе Ильи Клебанова. Говорил то, что хотели услышать? Ну как про безработицу в Приморье.
Директор департамента связи и информатизации Приморского края Алексей Щуров рассказывал в конце прошлого года об электронных терминальных киосках. Они-де позволяют получить справочную информацию об органах исполнительной власти: узнать расписание работы, фамилию и имя нужного специалиста, с их помощью можно посмотреть любой закон. Оснастят ими все почтовые отделения. Кинулись мы с коллегами искать терминалы. На почте на Светланской, 35 долго не могли понять, про что мы, потом послали в «Бизнес-центр», там – обратно. Потом терминал нашелся-таки… выключенным. Работники свидетельствуют: не нужен он никому, ну не ищут приморцы тексты законов по терминалам, они дома внуков в компьютере найти просят. Пиар в памяти остался, а толку нет, денег – тоже.
Многочисленные краевые социальные программы, которыми хорошо «стелили», но которые не выполнили – в этом же ряду. Сюда же следует отнести многократно произнесенное в кризис заклинание: социальные обязательства перед населением выполним, чтобы констатировать: врали. Один пример – младшеклассников до сих пор не кормят в школах бесплатными обедами. Второй пример – специалисты соцотделов в мэрии Владивостока сокращены в разы. Чтобы старики не день стояли в очередь в единое окно, а сутками ночевали под дверьми?
Еще примеры нужны? Для них всей газеты не хватит.
Сомнение – наша генеральная линия. И в этот тезис как кур в ощип попал председатель Совета Федерации Миронов, посмевший не одобрить антикризисные меры правительства. Что тут началось! Так реагировать можно только по команде (так оно и есть, говорят). «Огульная, бездоказательная критика Сергеем Мироновым антикризисной программы правительства является дестабилизирующим фактором, вносит раскол в общество, подрывает доверие к власти», – считает депутат Госдумы РФ приморец Руслан Кондратов. «Эти высказывания демонстрируют непорядочность и непоследовательность по отношению к Владимиру Путину, человеку, который много сделал для страны, общества, да и для самого Сергея Миронова», – заявил секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин.
Глава Росздравнадзора Николай Юргель лишился должности за нарушение закона о госслужбе. Ранее Путин выразил поддержку законопроекту, усиливающему административный контроль за рынком лекарств, а Юргель публично выразил с ним несогласие. Теперь свободен.
Примеры опять же можно множить.
Ложь самим себе и о себе мы уже проходили в застойные советские времена. Упоминаю их, поскольку то время в силу возраста многих читателей «Новой» еще им памятно. Очнулись в перестроечные годы, казалось, сделали выводы. Но почему опять-то повторяем?
Ольга Журман,
«Новая газета» во Владивостоке», 11.02.10
Прямая речь
Михаил Шинковский, профессор, директор Института международных отношений:
– Мне представляется, что осознание этого повторения нашему дуумвирату не чуждо. По крайней мере, у Медведева на выступлении на последнем Госсовете это проскочило, он сказал, что «не надо повторять ошибки КПСС». Слава богу, поняли, что нельзя не учитывать волю огромного числа людей, вычеркивая их из политического процесса, и теперь понизили процентную планку для партий, чтобы они были представлены в местных парламентах. Беда еще в том, что говорят, как должно быть, но молчат о том, как есть. Увы, политическая система РФ безальтернативна сейчас и, боюсь, долго еще будет.
Пока все идет в плохом направлении. Это видно по тому, как мы «выходим из кризиса»: все, что мы делаем, делаем не так и не хотим в этом признаться. Ошибка уменьшается вдвое, когда она признается перед своим народом. Мы спасали в основном банки, реальный сектор в виде автопрома, не рассматривая даже возможность встраивания его продукции в мировую промышленность, без чего «просто спасение» невозможно.
А Китай в кризисном году дал 8,8 % прироста ВВП! Он бросил 860 миллиардов на усиление внутреннего спроса. Ввел 10 миллионов индивидуальных домов или квартир. Каждому из десяти миллионов нужны холодильник, кондиционер, стиральная машина и другая бытовая техника… И их же надо произвести! Поддержав спрос, они поддержали реальную занятость. За ними пошли Индия (6 % прироста ВВП), Бразилия (5,6 %).
Или известный многим дальневосточникам пример: летом 2009 года подписан договор на поставку в КНР 300 миллионов тонн российской нефти на сумму 100 миллиардов долларов. Получается, на протяжении 20 лет мы будем поставлять Китаю нефть по 45 долларов за баррель в то время, как баррель уже сейчас стоит 70. Но какой характер этому был придан? «Мы договорились, мы 100 миллиардов получим!»
Президентом Медведевым подписана программа долгосрочного сотрудничества РФ и КНР до 2018 года. Согласно ему Россия предоставляет КНР 205 объектов, расположенных по границе, в основном в тех местах, где есть мощные залежи полезных ископаемых. Китайцы их добывают и у себя перерабатывают. Таким образом, мы сами перечеркиваем идею модернизации, о которой так много говорим. К 2018 году экономика региона будет фактически интегрирована в китайскую.
Политическая система страны, а она принимает решения, закрыта. Кто когда серьезно обсудил с научной и преподавательской общественностью концепцию ДВФУ?! Или возьмем планы «Соллерса». Решено выпускать 15 тысяч машин в год, в день – 56! Говорить то, что хочет услышать начальство, – стало доминирующим в чиновничьей среде. Тому пример – наш губернатор, он давно это правило понял, потому чувствует себя в крае в роли первого секретаря крайкома.
К сожалению, мы идем уверенно по тому пути, который мы уже проделали. Но великий Маркс говорил: «История повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса». Мы идем к трагедии.
Юрий Рыбалкин, генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания», в 1990–93 годах – депутат краевого Совета народных депутатов, в 1997–2002 – депутат Законодательного собрания Приморского края, председатель комитета по экономической политике и собственности:
– Да, общество развивается по спирали и вверх. И мы виток сделали, но соскочили, попали не наверх, а рухнули вниз. Трудности с выборами – как с тем, кому голосовать, так и с тем, за кого, – будут и дальше. Нет никакого практического смысла депутатствовать в поселенческом комитете. Административная реформа слишком мелко поделила страну. При нашей системе экономики и сбора налогов – глупость неимоверная. В этом видно стремление встроить в вертикаль власти старосту самой последней деревни. Я вижу только один смысл – с его помощью обеспечить нужное голосование в деревне.
Модернизация, диверсификация промышленности, обновление – пока это лозунги, даже в минимальной степени не подтвержденные решениями на уровни местной власти. Доверие власть теряет. Ну не утаишь же помощь олигарху Дерипаске в кризисный год за счет стабилизационного фонда, собранного усилиями каждого из нас, чтобы он получил дивидендов, если мне не изменяет память, 4,6 миллиарда рублей!
Мне представляется, что власть все же ощущает общий настрой в государстве: по тому же митингу в Калининграде, по тому, что происходит во Владивостоке, по выступлениям в Москве; другое дело, что выводы не делаются или делаются не те. Заигрывания с Тольятти за счет нагибания Приморского края только усугубили протестные настроения в Дальневосточном регионе.
Я не верю в перспективы «Соллерса». Когда-то, еще в 90-е годы, когда разрабатывался проект «Большой Владивосток», предусматривалось создание здесь автосборочного производства на 40 тысяч автомашин в год. Но условием, просчитанным японскими экономистами, был внешний рынок сбыта – не менее 70 %. У «Соллерса» на зарубежный рынок надежд нет, разве что чуть-чуть Монголия возьмет. На внутреннем рынке, учитывая немалую отпускную цену, не найдется столько покупателей, просто покупательная способность россиян отсюда и до Урала низкая. Все делается для того, чтобы показать другим регионам страны, что на Дальнем Востоке жизнь прекрасна, а протестные настроения поддерживаются лишь кучкой отщепенцев, которым теперь не дают наживаться на народе, поскольку государство теперь само «дало дальневосточникам народный автомобиль».
Какой может быть выход?
Рассчитывать, что «Единая Россия» в ближайшие годы родит Горбачева, судя по их нынешним действиям, – не приходится…
Добавить комментарий