ОБРУШИМ НА ЯПОНИЮ МАКАРОНОВЫЕ ЦУНАМИ
Несмотря на разницу в развитии экономики, оказалось, что в сельском хозяйстве между двумя странами довольно много общего. Советник Посольства Японии в России Хироки Хадзуми, например, отметил зависимость от импорта продовольствия в обеих странах. К тому же в Японии, как и в России, много фермеров, которые не могут себе позволить покупать дорогую технику и решать многие вопросы. По мнению советника, российскому агробизнесу был бы интересен опыт сельхозкооперативов Японии, которые позволяют маленьким фермам решать сложные и материально затратные проблемы.
Руководитель инвестиционно-аналитической группы ГК «Хладопродукт» и Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры «Рыбный союз» Тимур Митупов отметил развитие рыбной отрасли в наших странах.
Впервые за последние десять лет снизился импорт морепродуктов в Россию. Экспорт в прошлом году, напротив, вырос на 6% – до 1,3 млн тонн рыбы и продуктов её переработки. Вместе с тем, импорт рыбы и морепродуктов из Японии в Россию в прошлом году вырос почти в 2 раза – до 14 тыс. тонн, что в денежном эквиваленте равно $12 млн.
При этом России до сих пор отстаёт от нормы потребления рыбы и рыбопродуктов на человека, подчёркивают «Крестьянские ведомости». По данным Т. Митупова мы потребляем 18 кг рыбы в год на человека. По другим данным потребление рыбы и рыбных продуктов в России составляет и вовсе 13 кг в год на душу населения. Это значительно ниже медицинской нормы, которая установлена на уровне 21 кг в год на человека.
Какова же общая структура торговых отношений между нашими двумя странами?
Пока российский экспорт в Японию носит сырьевой характер, считает президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов. Япония поставляет на наш рынок меньше, но у нее в структуре товаров высока доля продукции с высокой степенью переработки.
Однако сейчас, полагает Дмитрий Булатов, складываются благоприятные условия для развития экспорта в Японию. Российские производители, по его мнению, могут предложить Японии рыбное филе, молочную продукцию, растительное масло, мясные товары, кондитерские изделия, макароны, минеральную воду, пиво, водку и табачные изделия.
Казалось бы, многие товары не могут представлять особого интереса. Но на самом деле у отечественных производителей есть чем взять японский рынок, уверен Дмитрий Булатов. Например, Россия обладает уникальным ресурсом – лечебной минеральной водой. Это довольно редкий товар и он малоизвестен за пределами России.
В то же время, Япония пока сама довольно мало поставляет в Россию: всего 0,1% импорта в Россию приходится на японские товары.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров в этой связи задался вопросом о ценовой конкуренции японских товаров. «Я сторонник того, чтобы японские товары производились в России. Например, японские сорта фруктов и овощей можно выращивать у нас в стране», – заметил он.
Георгий Петров отметил несколько характерных черт японского сельского хозяйства.
Одна из самых необычных – там сохранили свои традиционные сорта. Так, у японских аграриев до сих пор есть свои сорта яблок. Местные производители вообще предпочитают сохранять традиционные сорта, даже если они неконкурентоспособны на рынке.
Кроме того, в Японии очень любят органические продукты и с большой настороженностью относятся к генномодифицированным (ГМО). Здесь у России есть шанс воспользоваться создавшимся положением, считает Георгий Петров: «У нас, так или иначе, аграрии вынужденно производят органические продукты, так как нет денег на минеральные удобрения».
Но пока все эти возможности не используются Россией. Есть надежда, что Первый Российско-Японский конгресс поможет изменить эту ситуацию.
Максим ИЛЬИН

Добавить комментарий