Подведены итоги кинофестиваля «Сахалинский экран»
Несмотря на застенчивый эпитет «любительские», авторы многих фильмов «Сахалинского экрана» выдают продукцию со знаком качества без всяких скидок. Программа «Сахалинского экрана» включила «упражнения в прекрасном» в документальном и художественном направлениях, социальные ролики, анимацию, кинопутешествия разной степени «заадреналиненности» (наиболее пользующийся спросом жанр), простодушные пародии из недр сельских клубов и вполне серьезные поиски героев нашего времени…
Порадовало стремление киношников показать крупным планом своих земляков из числа истинных созидателей, нечастое в наше время. Чтобы отсмотреть всех-всех, жюри потратило не менее десяти часов.
Итак, лучшим анимационным фильмом среди немногих в этой номинации был признан социальный ролик во спасение полосатых кошек от дальневосточной (Хабаровск, Владивосток, Сахалин, ЕАО) бригады под командой Михаила Романова «Мы и амурские тигры».
За лучшую операторскую работу было отмечено пронзительное «Письмо» Аркадия Буленева, адресованное бывшей учительнице, о судьбе его родного Первомайска, где некогда била жизнь ключом, а ныне «светлая» перспектива одна — закрытие и переселение. «Письмо» о смерти села написано под музыку Скарлатти. Ностальгия по прошлому, по другой, достойной людей, жизни сохранена в киноархиве, который А. Буленев собирает с 1970 годов и использовал едва ли процентов на тридцать. Предельной искренности интонации автор добивается, по собственному определению, методом не скрытой камеры, а «привычной камеры», потому что за десятилетия жизни в Первомайске односельчане просто перестали обращать внимание на человека с камерой. А сейчас он, вдохновившись известным фильмом Владимира Лакшина «Путешествие к Чехову», увлечен чеховской тематикой, переосмыслением его миссии на Сахалине глазами человека ХХI века.
Лучшей режиссерской работой назван фильм Александра Зарчикова «Возле моря» о буднях сахалинских рыбаков, настоящих мужчин, которые с помощью лома и такой-то матери преодолевают все жизненные трудности. Лучший игровой фильм родился у Олеси Бондаренко в формате суперкороткого метра по итогам работы мастерской «Европеец — азиат» на кинофестивале «Край света» — «Сработало!» о клоунотерапии в детском онкологическом центре.
В номинации «Лучший документальный фильм» таковыми были признаны три: во-первых, «Остров у Черной реки» Сергея Асауленко — скрупулезная, патриотическая и живописная летопись вхождения Сахалина в состав России, пошагово собранная из открытий и заблуждений, упорства, отваги и безумного риска интернационала мореплавателей — Фриза, Лаперуза, Невельского. К слову, из ныне живущих на острове мало кто знает и еще меньше интересуется, что означает слово «Сахалин», так что есть повод расширить познания.
Вторым лауреатом в этой номинации была серьезная заявка старшеклассников Константина Ерофеева и Ивана Шеремета «Листья падали в сентябре…», посвященная бесланской трагедии 2004 года. Об этом Дне знаний, который никогда уже не будет праздником в осетинском Беслане, сахалинцам рассказывают их ровесники.
Третьим лучшим докфильмом (и объектом зрительских симпатий) стала «Каторга» актера Чехов-центра Сергея Шумина, получившего на последнем кинофестивале «Край света» путевку на высшие курсы сценаристов и режиссеров. Фильм об истории сахалинской каторги снят им, естественно, в Александровске-Сахалинском, затянутом в белое зимнее безмолвие. Глядя на этот Александровск, не взирая на руины советской экономики там и сям, ощущаешь магию, тот самый «гений места», давшего по подсчетам местных краеведов не менее полутораста достойных исторической памяти деятелей. Фильм, к слову, и зиждется при обилии архивных материалов не на них, а на личностях, таких магнетически колоритных фигурах, как директор музея «А.П. Чехов и Сахалин» Темур Мироманов, краевед Григорий Смекалов, для которых история вплетена в ткань современной жизни.
Поощрили и самую юную, точнее, маленькую участницу: спецприз областного центра народного творчества вручили восьмилетней Александре Гилевой, снявшей докфильм про кошку Тыкву и мультфильм про кукол.
Лидера, по признанию жюри, выбирали из четырех в равной степени достойных претендентов и в итоге отдали Гран-при фильму Дарьи Агиенко и Кирилла Ясько «Тот, который летал». Разделить с ними победу должен и главный герой их фильма, актер Сахалинского театра кукол Сергей Омшенецкий.
По словам молодого авторского дуэта, это лишь один фрагмент документального цикла о людях Сахалина — «Из потока». Например, про Катю, которая бросила размеренную жизнь-работу дизайнера и стала приемной матерью, про человека большой эпохи из рода жизнелюбцев и тружеников — такова героиня зарисовки «Коммунистка. Марксистка. Атеистка», преподаватель Южно-Сахалинского педколледжа Роза Булгакова. Авторов, в первую очередь, привлекали негладкие маршруты, жизнь на переломе, на сопротивление внешним обстоятельствам и внутренним конфликтам, «двоякость», но в процессе работы на первый план вышли просто интересные истории.
«Тот, который летал» — фильм не для слабонервных, если исходить из того, что мы в принципе сторонимся чужой боли, дремлющей под пеплом прожитых лет. Монолог о детстве нефтегорского ребенка, человека, который сегодня учит детей радоваться жизни и, кажется, не уверен, что сам когда-нибудь повзрослеет, было таким коротким, что его почти не было. И он нашел путь продлить его на сцене театра кукол. В фильмах Дарьи Агиенко и Кирилла Ясько идет разговор о сокровенном, не на бегу, в котором услышаны голоса и мысли людей, героев нашего времени — кажется, формат несовременный, но такой своевременный…
Конкурс стимулирует победителей: признание признанием, а видеокамеры в приложение к дипломам не помешают. Все по-взрослому, не миллион, как Гран-при «Края света», который снова грядет в августе, но тоже неплохо. Следующий фестиваль любительского кино «Сахалинский экран» состоится в 2016 году, сообщает «Сахалин.инфо».
Добавить комментарий