В Якутии представили радиоспектакль о Семене Дежневе
Хотя в основе сюжета пьесы – реальная история жизни русского землепроходца Семена Дежнева, рассматривать ее как историческую постановку не совсем верно. По словам режиссера Елены Корниловой-Мягкой, спектакль — это художественное произведение, а, значит, в нем всегда есть место художественному вымыслу. В первую очередь, эти слова можно отнести к авторской версии ответа на вопрос, что заставило жителя Великого Устюга Семена Дежнева отправиться в Сибирь, в тайгу и провести там большую часть своей жизни. Собственно с этого вопроса — «Отчего он в холода, в матушку тайгу-то полез?», который задает внуку дед, и начинается спектакль.
Для автора стихов Сергея Прачева – это первый опыт в жанре драматургии.
«Я никогда не писал пьесы, только стихи. И вот однажды Андрей Борисов (министр культуры Якутии) сказал: «Напиши пьесу!». Я испугался сначала, но потом уехал на зимние каникулы, и вот в январе-феврале прошлого года это все родилось. Дрожащими руками передал пьесу Александре Яковлевне (Звонковой, заместителю директора Русского академического драматического театра им. А.С. Пушкина): «Скажите всю правду, как есть, потому что я умею газопроводы строить, а вот с пьесами…» Но она сказала: «Замечательно!» Немногим позже директор радио «Виктория» Александр Глотов предложил: «Сделайте спектакль и запустим его на радио». И идея родилась мгновенно», — рассказал он историю рождения спектакля.
Впрочем, это было только начало. Ибо пьеса, пусть и хорошая, и радиоспектакль — две разные вещи. Как сказала режиссер Елена Корнилова-Мягкая: «Не все, что написано в книге, хорошо на сцене». Первоначальный авторский замысел претерпел определенные метаморфозы, прежде чем приобрел конечную форму, пишет ЯСИА.
«Лена Корнилова-Мягкая оказалась совсем не мягкой и внесла в пьесу достаточно много изменений. Радиоспектакль и не мог быть полной аналогией пьесы, и я принял все коррективы. Она режиссер, профессионал, поэтому я послушался ее во всем. Главное то, что она оставила Дежнева живым – по моему замыслу пьеса заканчивалась его смертью. Ей же принадлежит идея сделать монолог Дежнева. Когда Илья Данилевский его прочел, стало понятно, что больше не нужно никаких авторских комментариев, только музыка», — рассказал Сергей Прачев.
Отдельно стоит отметить музыкальное оформление – результат работы композитора, звукорежиссера Сергея Черниговского, и актерский состав. Героев спектакля озвучивали артисты двух театров — Русского и Саха-театра: Илья Данилевский, Елена Сулак, Нюргуяна Шадрина, Дмитрий Трофимов, Александр Лобанов, Эдвардас Купшис, Карл Сергучев и самый молодой участник спектакля – Леонид Байнганов.
«Каждый из них был удивителен, и каждый своим голосом сделал свою роль», — оценил их работу Сергей Прачев.
«Когда Глотов озвучил идею, я вспомнил свое детство, как мы слушали «Пионерскую зорьку», а потом и серьезные радиоспектакли. До 1990-х годов мы все это слушали, затем все ушло. Я считаю, что эти вещи были незаслуженно выброшены из жизни, и то, что сейчас они возвращаются обратно, не может не радовать», — отвечает он на вопрос, почему радио-, а не обычный спектакль? В том, что постановка найдет своего слушателя, Прачев не сомневается.
«Думаю, что люди будут слушать — аудиокниги ведь многие слушают. Я уверен на сто процентов, что спектакль найдет свою аудиторию. А театр, возможно, еще впереди», — сказал он.
Добавить комментарий