Top.Mail.Ru

Способна ли власть Приморья восстановить историческую память: уникальные объекты мирового значения – батареи Владивостокской крепости?

Фортификационное чудо

То губернатор Приморья, то мэр Владивостока заявляют о том, что они упорно ищут идею для краевого центра, которая могла бы стать его визитной карточкой. Говорили, что вот возведут объекты саммита АТЭС и сюда хлынут толпы туристов со всего мира. Саммит уже давно прошёл, а толпы что-то не наблюдается. Впрочем, чем может удивить Владивосток гостей со всего мира? Мостами, новоделами на острове Русском?.. Вряд ли этим можно привлечь разбалованных иностранных туристов, пишет в ДВ — РОСС Вячеслав Гончаров.

Такого добра много везде, в том числе и мостов. К примеру, в Китае, где несколько лет назад возведён самый длинный трансокеанский мост в мире через залив Ханчжоува́нь. 36 километров трёхполосного движения в каждую сторону соединяют города Шанхай и Нинбо (не чета нашим полуторакилометровым на Русский и Чуркин и четырёхкилометровый на Дефриз).

Так что ж есть во Владивостоке такого, чего нет во всём мире? Однозначно: Владивостокская военно-морская крепость, которая принадлежит к числу самых мощных приморских крепостей мира. Такого продуманного и грандиозного сооружения нет ни в одной точке земного шара. Крепость, которую задумали и возводили ещё в царское время, модернизировали в советские годы, могла бы при бережного к ней отношении приносить баснословные прибыли. Надо просто привести существующие сооружения в порядок. Очевидно, вполне хватило бы средств, которые всякий раз Законодательное Собрание Приморья выделяет на достройку пресловутых пятизвездных «Хайятов», на содержание мостов и «Фетисов-арены» во Владивостоке…

Даже невозможно представить, как наши предки вырабатывали скальный грунт в местных сопках на 10-100-метровой глубине, когда не было по сути никаких машин и лошадь была основной тягловой силой.
Вообще городская власть — просто удивительна. Вот недавно обсуждали очередной генеральный план краевого центра специалисты с участием первого заместителя главы городской администрации Алексея Литвинова: говорили о гуманизации городской среды, планах строительства очередного моста через Амурский залив, даже вспоминали высокоскоростную железную дорогу через Южную и Северную Корею, Владивосток с выходом на Москву. И один из участников задал вопросы: Владивосток — это, по-прежнему, город-крепость? Или он — город рыбаков и моряков? Или это логистический центр?
До сих пор спорят специалисты, до сих пор власть не определилась со статусом города. Хотя вся история Владивостока говорит, нет — кричит, — это город-крепость.

В начале прошлого века, как свидетельствуют различные источники, Владивостокская крепость не только на острове Русском, но и на господствующих сопках континентальной части города, имела около пятидесяти береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, шестнадцать фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, множество опорных пунктов и сухопутных батарей. Все основные сооружения снабжались электроэнергией и соединялись между собой дорогами и подземными кабелями связи. Обеспечивалось быстрое развертывание минных заграждений совместно с флотом. И недаром Япония не рискнула напасть на СССР на стороне гитлеровской Германии — именно Владивостокская крепость сдерживала агрессивные устремления самураев. Уж они-то знали оборонный потенциал и возможности этой крепости. Качество и поразительная прочность возведённых при царе сооружений и их последующая модернизация в советское время и сегодня поражает воображение. Вот только мы не знаем, не ценим, не восстанавливаем хотя бы для экскурсий то, что в любой стране превратили бы в конфетку и зарабатывали бы приличные деньги. Уж не говорим об уроках патриотизма, истории, гордости за наших предков — исключительно русских инженеров и строителей, солдат и сапёров, гражданских специалистов, сумевших без современной техники создать фортификационное чудо.

Неровен час, благодушие, пофигизм и самуверенность (ну, кто на Россию нападёт?) может сыграть с нами злую шутку. Позабыли мы под убаюкивающие речи наших либералов известный афоризм римского историка 92-94 годов до нашей эры Корнелия Непоты: если хочешь мира, готовься к войне (по латыни — Si vis pacem, para bellum). Нежули нас ничему не учит современная история Югославии, Ирака, Ливии, Украины?.. И приведённая в порядок для экскурсий Владивостокская крепость могла бы снова стать чётким ориентиром для военных ястребов различных кругов — уж этот город вы никогда и ни за что не возьмёте…
Сегодня мы расскажем чуть подробнее лишь об одном уникальном объекте Владивостокской крепости — Ворошиловской батарее, которая, пожалуй, единственное сооружение, сумевшее сохранить основные свои боевые характеристики.

Ворошиловская батарея не сдаётся

Эта батарея Владивостокской крепости — ещё одно уникальное фортификационное сооружение в мире. Весной 1931 года было принято решение — усилить оборону г. Владивостока. Комиссия во главе с наркомом обороны К. Ворошиловым выбрала для нового «плацдарма» небольшую высоту, находящуюся в окружении более высоких сопок острова Русский. Здесь было решено установить башенную 305-мм артиллерийскую батарею, вооружив ее двумя трехорудийными бронебашенными установками с повреждённого линкора «Михаил Фрунзе» (бывший линкор «Полтава»). Работы велись споро — в течение двух лет удалось выполнить большую часть скальных, подземных и бетонных работ. Было сооружено целых пять этажей, уходящих в скальный грунт. Чтобы доставить башенные конструкции к месту, пришлось даже прокладывать железную дорогу. Монтажи двух башен были завершены в апреле 1934 года. Они ко всему прочему были надёжно защищены от химической и бактериологической атак.
Первый учебные стрельбы состоялись в 1934 году. Последние зачётные артиллерийские стрельбы батарея произвела в 1992 году – тогда командир батареи Георгий Шабот попал в бочку диаметром 2 метра с расстояния 5 морских миль, это около 10 километров. До последнего дня боевой службы орудия батареи сохраняли удивительную точность, несмотря на свой солидный возраст. Унликальность Ворошиловской батареи ещё заключалась и в том, что она не была видна с моря. Зато сама батарея наводила свои орудия с помощью двух командных пунктов, расположенных у кромки океана на сопках острова в полутора километрах от батареи. Причём сообщения из них поступали на огневую позицию по проложенным кабелям связи. Одну башню по штату обслуживали 75 человек, а численность всего личного состава батареи составляла 399 человек. Вот такую надёжную защиту с моря имел и потерял в результате реформирования Вооружённых Сил Владивосток.
Этот день, 1 июля 1997 года, командир 122 отдельного башенного артиллерийскгого дивизиона (так тогда официально именовалась Ворошиловская батарея) подполковник Георгий Шабот запомнит навсегда: весь личный состав его части в парадной форме вышел на торжественное построение. Настроение каждого, в том числе и командира — хуже некуда: батарея, согласно директиве министерства обороны РФ, прекращала своё официальное предназначение. Предполагалось в этот день выполнить 10 залпов из орудий батареи в знак прощания, но вышестоящие начальники позволили произвести лишь один залп. Как не уговаривали, те настояли на своём. И последний залп батареи был настоящим громом, казалось, все окрестности вздрогнули от этой всепбеждающей силы, мощная ударная волна накрыла прилегающие окрестности.

Дивизион расформировали, охрану батареи сняли и она осталась сиротой. Решали, как поступить с уникальным армейским сооружением: взворвать, затопить подземные помещения, механизмы срезать и сдать на металлолом?.. Тут же нашлись шустрые проныры, которые воспользовались моментом: на командном пункте батареи разбили мощную цейсовскую оптику и разрезали на металлолом дальномер, начали автогеном срезать металлические трапы внутренних помещений и другое оборудование. А Георгий Эдуардович, которому за годы службы батарея стала родной и здесь он знал каждый квадратный метр территории, в эти дни пытался доказать командованию, что весь боезапас — а это 2,5 тысячи снарядов — можно вполне утилизировать. Ведь в каждом снаряде — только чистой меди 10 килограммов, которые вполне можно повторно использовать в нуждах оборонной промышленности. Бесполезно — пришлось по приказу это добро затопить в водах Тихого океана.
Итак, в 1997 году батарея, как боевая единица была расформирована, а на её основе спустя почти полтора года именно благодаря усилиям Георгия Шаботы был создан филиал Военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея». В состав филиала вошли 15 человек во главе с его начальником, бывшим командиром батареи Георгием Эдуардовичем Шаботой. Филиал имел даже собственный автобус.
Кстати, удивительна судьба этого человека. Его мама, Викторина Георгиевна, сейчас живёт в Севастополе. А дедушка Георгия Эдуардовича Георгий Яковлевич Касаткин служил на острове Русский, в годы Второй мировой войны отважно воевал с японскими захватчиками и освобождал Корею, имел боевые награды, в том числе два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени, орден Ленина. Полковник запаса похоронен в Севастополе. В своё время он говорил своему внуку: я служил на острове Русский и тебе надо там послужить. Георгий Эдуардович окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.Нахимова и до сих пор честно исполняет волю своего деда — служит на острове Русский. В прошлом году он побывал в Севастополе и, конечно, посетил батарею, которая также была оснащена двумя трехорудийными башнями с линкора «Михаил Фрунзе». Порадовался за своих коллег — все механизмы и оборудование здесь были сохранены до мелочей и работали, как часы.
Ну, а доля Ворошиловской батареи во Владивостоке остаётся незавидной. Штат филиала сократили до трёх человек, кроме Георгия Эдуардовича остались здесь бывший старшина дивизиона Константин Короткий и прошедший Афганистан Олег Стратиевский. Единомышленники, друзья, настоящие патриоты…
Все неисчислимые заботы по содержанию батареи теперь легли на плечи этих трёх человек: тут и уборка мусора, и смена перегорающих лампочек, и постоянный косметический ремонт, и содержание охранных собак и многое, многое другое. Но досаждает особенно необходимость чуть ли не каждый день с помощью вёдер вычерпывать дождевую воду из помещений — когда строили объекты саммита АТЭС, руководство «Крокуса» проявило благородство и пообещало сделать гидроизоляцию помещений батареи. Часть работ выполнили, но до конца их не довели. В результате, дождевая вода — чуть ли не главный враг помещений батареи: сырость, ржавчина делает своё чёрное дело. В свою очередь СК «Мост» оказали шефскуцю помощь батарее — небольшой павильон с навесом возвели, соорудили сторожку и мангал. И на том спасибо, говорит Георгий Эдуардович.
Хотя именитых посетителей хватает: бывший губернатор Дарькин заезжал — обещал свою помощь. Давно забыл, очевидно. Миклушевский, когда числился ректором ДВФУ, тоже посещал Ворошиловскую батарею, восторгался, но реальной помощи до сих пор не оказал. Хотя для этого у него все возможности имеются. Конечно, случался с визитом и Пушкарёв, продукция с его цементных заводов весьма пригодилось бы батарее. Но, увы… Да что там какая-то гидроизоляция. Всего-то километр нормальной асфальтовой дороги от основной трассы до батареи власть не может проложить. Но, случалось, заглядывали на батарею и те, кто по своей должности обязан чуть ли не каждый день здесь бывать. Анна Мялк, которая возглавляла отдел охраны памятников в управлении культуры администрации Владивостока, затем — краевой центр охраны памятников, приехав как-то на Ворошиловскую батарею, устроила настоящий разнос начальнику филиала: как тот посмел на охраняемой законом территории устроить пруд с золотыми рыбками!? А пруд этот Георгий Эдуардович соорудил для ребятишек, которых здесь бывает множество, особенно, в летнее время. Посчитал, что детям радость будет увидеть, как плавают в воде рыбки. Да какой там пруд — ямка метр на метр, да глубина сантиметров 30. И рыбки из домашнего аквариума, запускаемые сюда в летнее время. Между тем, Анна Вадимовна так не увидела просто очевидных проблем филиала музея Тихоокеанского флота. Естественно, ничем и не помогла.
Такая вот забота о посетителях уникального сооружения — наших и зарубежных.
Впрочем, Георгий Эдуардович со своим скромным коллективом не унывает. Недавно сами поменяли часть электрокабелей. Надеется, что со временем всё-таки будет решён вопрос с территорией филиала музея и тогда можно будет приводить в порядок небольшое озеро, которое находится недалеко от батареи и может стать отличным местом для отдыха посетителей. Надеется, что восстановят и былую численность филиала — ведь уникальная батарея с каждым годом ветшает и требует всё возрастающих работ и расходов. И не дай бог, что терпение истинных и бескорыстных энтузиастов Ворошиловской батареи лопнет. Вот тогда ей реально может придти конец. И ведь никто прямо не воюет с великим и удивительным памятникам нашей истории. Ему просто отказывают в необходимой поддержке и заботе. И памятник, самый распрекрасный и самый уникальный, рушится, приходит в забвение. Найдутся ли ему спонсоры, наши, доморощенные? Такие, к примеру, как руководитель научного производственного предприятия «Таврида Электрик» из Севастополя Алексей Чалый, при финансовой помощи которого был построен и в настоящее время успешнр функционирует мемориальный комплекс города-героя «35-я береговая батарея». Способны ли власти Приморья возродить для туристов фантаститеческое дело рук наших предков и уникальный исторический объект мирового значения — Владивостокскую крепость? Наверное, вряд ли…

Вячеслав Гончаров. Фото автора.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика