Российские железнодорожники развивают движение тяжеловесных грузовых поездов
9 июня в центральном офисе ОАО «РЖД» в Москве состоялось заседание научно-технического совета (НТС) компании по вопросам организации движения тяжеловесных грузовых поездов.
Участниками совета отмечено, что развитие тяжеловесного движения является одним из инструментов, который позволит повысить провозные способности участков и направлений, создаст резерв пропускной способности сети ОАО «РЖД». Кроме того, оно позволит повысить производительность локомотивов, локомотивных бригад, обеспечит сокращение потребления энергоресурсов на тягу поездов. По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, с момента образования компании в 2003 году средняя масса грузового поезда увеличилась на 303 т (+8,4%), за последние 5 лет количество отправленных тяжеловесных поездов массой более 6 тыс. тонн увеличилось на 50% и достигло 151507 единиц. При этом количество поездов массой свыше 8 тыс. т выросло в 11 раз и составило в 2013 году 2715 единиц, передает ДВ-РОСС.
Важным технологическим мероприятием по увеличению пропускной способности участков, особенно в период «окон», является пропуск сдвоенных поездов. По итогам 2013 года количество пропущенных поездов достигло 22,2 тыс., в 2014 году планируется пропустить 24 тыс. соединенных поездов.
По мнению участников НТС, с учетом нарастающего дефицита пропускной способности инфраструктуры ОАО «РЖД» к 2020 году необходимо переходить на регулярную эксплуатацию поездов массой не менее 7100 т брутто и вагонов с осевой нагрузкой 25 т на ось и более (в настоящее время большинство грузовых вагонов имеют нагрузку на ось 23,5 т).
Ранее, в 2002 году, МПС РФ было принято решение о введении на основных направлениях сети железных дорог унифицированных норм массы и длины грузовых поездов соответственно 6000 т и 71 условный вагон вместо 4000 т и 57 условных вагонов.
Переход на вождение поездов массой 7100 тонн позволит увеличить средний вес поезда на 47 тонн и сократить эксплуатационные расходы на продвижение поездов на 4,6 млрд рублей в год.
Основными технологиями, позволяющими организовать вождение тяжеловесных поездов, являются объединение локомотивов по системе многих единиц тяги, применение распределенной по составу тяги с использованием систем управления локомотивом по радиоканалу и систем управления торможением. На определенных участках повышение массы составов достигается с использованием инновационных локомотивов: электровозов 2ЭС10 «Гранит» и тепловозов 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронным тяговым приводом, газотурбовоза ГТ1h и других за счет их повышенных тяговых свойств.
Одно из значимых направлений развития тяжеловесного движения – использование вагонов повышенной грузоподъемности. Организация взаимодействия между ОАО «РЖД», операторскими компаниями, грузополучателями по приобретению и организации курсирования полувагонов, имеющих нагрузку 25 т на ось, позволит более эффективно использовать существующую инфраструктуру. Вагоны новой постройки имеют увеличенный межремонтный пробег до 250 тыс. км и позволяют увеличить массу поезда до 7100 тонн при сохранении длины состава в 71 условный вагон. Собственниками уже приобретено более 6000 таких вагонов.
Генеральной схемой развития железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года определены основные маршруты следования тяжеловесных поездов. В настоящее время на сети железных дорог организованно тяжеловесное движение на Западно-Сибирской, Южно-Уральской, Свердловской, Московской и Приволжской железных дорогах. В период 2014-2015 годов планируется его организация на Северной и Октябрьской железных дорогах.
С учетом реализации мероприятий по модернизации Восточного полигона сети ОАО «РЖД» организация движения грузовых поездов массой 7100 т позволит высвободить пропускную способность инфраструктуры и сформировать возможность для освоения дополнительного грузопотока до 11,5 млн т угля в год.
При организации движения грузовых поездов массой 7100 т на остальных трех основных направлениях возможно освоение дополнительного объема перевозок грузов, которое может составить на участке Кузбасс – Северо-Запад до 7,3 млн т в год, Кузбасс – Центр – до 2,1 млн т в год, Кузбасс – Юг – до 2,4 млн т в год.
В 2014 году планируется организовать исследование с целью выявления барьерных мест для пропуска тяжеловесных поездов и утверждения программы по их устранению.
Добавить комментарий