У большинства моногородов Приморья туманные перспективы
Так считает эксперт, замдиректора Приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), кандидат экономических наук Елена Ивановна Бережнова
Особенно остро на Дальнем Востоке сегодня стоит проблема монопрофильности в городах Приморья.
Это связано в первую очередь с тем, что значительная их часть в крае создавались как моногорода: Арсеньев, Дальнегорск, Спасск-Дальний, Большой Камень, Лучегорск и другие. Финансирование предприятий в основном осуществлялось через госзаказы. С развитием рыночных отношений, для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо проводить интенсивную политику по переоснащению предприятий современным оборудованием, что практически нереально, пишет в ДВ – РОСС замдиректора Приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук Елена Ивановна Бережнова.
В стране программа поддержки российских моногородов стала действовать с 2009 года. Целью ее было перестроить экономику, которая соответствовала бы современным рыночным условиям. Городам предлагалось разработать собственный комплексный инвестиционный план. Была впервые проведена диагностика экономики моногородов, определены задачи на будущее. Но не все эти планы сработали?
Для реализации комплексного инвестиционного плана требовались значительные средства, как правило, не внутренние, так как предприятия в последнее время практически не развивались, а внешние. Если рассматривать в частности Приморский край, то, как правило, в городах региона отсутствует четкая стратегия развития. При этом, уникальность моногородов данной территории, на наш взгляд, за редким исключением (г. Арсеньев) не настолько велика, чтобы государственные корпорации продолжали вкладывать в них средства. Кроме этого, Приморский край является депрессивной территорией. Убыль населения Приморского края связана не только с оттоком населения, но и с естественной убылью населения, т.е. превышением смертности над рождаемостью.
Так на 1 января 2014 года численность населения Приморского края составила 1 938 тыс. человек, против 2 261 тыс. в 1992 году (снижение численности населения за 21 год на 14,3% или 323 тыс. чел.). В городе Арсеньеве за тот же период снижение составило 16,5 тыс. человек (23,1%), с 71,5 тыс. чел. в 1992 году до 55 тыс. чел. в 2013 году, в г. Дальнегорске убыль населения составила 5,4 тыс. человек за тот же период (с 50,4 тыс. чел. в 1992 году до 45 тыс. чел. в 2013 году). Такая тенденция наблюдается во всех моногородах Приморского края. Практически прекращен выпуск специалистов рабочих профессий. Другим немаловажным фактором, не способствующим развитию моногородов, является резкое снижение как числа учреждений начального профессионального образования. Так, например, за 11 последних лет в Приморском крае, их число снизилось более чем в 2 раза с 57 в 2002 году до 26 в 2013, число выпускников квалифицированных рабочих учреждений начального профессионального образования за тот же период с 27 тысяч до 7 192.
Однако в последнее время для поддержки моногородов средств в федеральном бюджете не находится. Эту функцию переложили на региональные бюджеты. Но они, при всем желании, не в силах потянуть такой объем финансовой помощи.
В настоящее время, несмотря на создание Министерства развития Дальнего Востока и Забайкалья, разрабатываемые ими программы, скорее всего, останутся нереализованными. Почему? Прежде всего, потому, что из федерального бюджета средства на программы данного Министерства в полном объеме не выделяются. В бюджетах же муниципальных образований средства на развитие моногородов не закладываются из-за их дефицита. Ведь в настоящее время доходная часть муниципальных образований складывается из налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход, налога на имущество физических лиц, земельного налога, акцизов и части других сборов, которые в полной мере не позволяют покрывать текущие расходы муниципалитетов. Поэтому большая часть муниципальных образований надеются на межбюджетные субсидии, дотации, субвенции, которые тоже направлены не на стратегию развития, а на выживание здесь и сейчас.
Есть ли у моногородов будущее? В современных условиях хозяйствования, когда бюджет России более чем на 50% формируется за счет таможенных платежей и сборов, спад промышленного производства реально составляет от 3 до 5 % в год, без обновленных основных средств, без грамотной инвестиционной политики развитие моногородов на территории Дальнего Востока, в силу приведенных выше причин, является неперспективным и невозможным.
Добавить комментарий